Монтессори М.
Составитель, вступительная статья Сумнительный К.Е.
Как развивается мышление и воля ребёнка? Как формируется его воображение по мере взросления? Что нужно, чтобы организовать начальную школу? Об этом рассуждает М. Монтессори в своей книге. Удивительное свойство итальянского педагога: она вновь и вновь разбивает наши, взрослые, шаблоны во взглядах на душу ребёнка, на его развитие. И это не зависит от того, сколько книг Монтессори мы прочитали. Всегда находится нечто неожиданное, свежее, поражающее своей искренностью и правотой, - как призыв из такого близкого, такого любимого, но до сих пор не знакомого нам мира, мира детства.
Для родителей, преподавателей и студентов высших и средних педагогических учебных заведений, воспитателей дошкольных учреждений.
Константин Сумнительный
ТАЙНА ОСВОБОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
Почему метод М. Монтессори опять актуален?
Это вторая книга выдающегося итальянского врача и педагога Марии Монтессори (1870-1952). Первую свою книгу «Метод научной педагогики, применяемый в Домах ребёнка» она написала всего за двадцать дней и посвятила описанию своей экспериментальной работы, в которой, собственно, и рождался её метод. Если первая книга была призвана зафиксировать впечатление от рождающегося метода, представить основные подходы и дидактический материал, используемый в нём, то вторая стала, прежде всего, размышлением, анализом этого своеобразного опыта, который принёс очевидные плоды.
Она имеет и другие названия, но для нас важно отметить, что речь в ней идёт не совсем о школе. Точнее, Монтессори в этой книге беспощадно критикует современную ей школу, которой, по её мнению, ещё предстоит встать на научную основу. В то же время она подводит итоги своей работы с детьми от 3 до 6 лет и намечает траекторию движения к школе, которая могла бы работать по её методу...
Однако, повторюсь, эта книга не о школе. Она о том, как и почему формируются воля, мышление, творческие способности и нравственные принципы ребёнка и что для этого может сделать педагогика. Точнее, как она может этому не мешать, освобождая ребёнка от вздорных ограничений, которые создаёт мир взрослых.
Однако правомерно спросить, не устарели ли идеи М. Монтессори, адекватны ли её представления о развитии ребёнка в быстро меняющемся мире? Попытаемся соотнести представления М. Монтессори и современные подходы к освещенным ею в этой книге вопросам.
Важно отметить, что педагогика М. Монтессори сегодня перестала быть лидером по скорости развития тех или иных навыков у детей дошкольного возраста, более того, её метод не имеет и не имел никакого отношения к идее так называемого раннего развития.
Сегодня педагогику М. Монтессори пытаются критиковать именно с этих позиций. Но как раз в этой книге Монтессори, определяя своё отношение к развитию ребёнка, настаивает, что педагог только доставляет ребёнку «пищу», которая ему необходима. «Секрет свободного развития ребёнка заключается в организации необходимых средств для его внутреннего духовного питания», — пишет М. Монтессори, а далее замечает: «Важно, чтобы никакое неуместное вмешательство не нарушало бы спокойного мирного раскрытия психики».
Те, кто относят педагогику М. Монтессори к педагогике, занятой «ранним развитием», практически выхолащивают её сущность, превращая в набор приёмов и материалов, которые призваны развить определённые навыки детей, даже если детская психика и физиология к этому не готовы. Природа обычно жестоко мстит за такие попытки взрослых. Правда, мстит не взрослым, а детям, которые подверглись такому «развитию». А ведь главным принципом, с которым врач Монтессори пришла в педагогику, стал принцип: «Не навреди!»
Педагогика М. Монтессори принципиально природосообразна и предлагает не столько форсировать развитие ребёнка, сколько помогать проявлению в нём его природы. «Мой вклад в воспитание маленьких детей — стремиться определить по данным производимых экспериментов форму свободы внутреннего развития. Невозможно было бы представить свободу развития, если бы по своей природе ребёнок не был способен к самостоятельному органическому развитию», — пишет М. Монтессори.
Итак, развитие — функция, присущая каждому ребёнку, но для её реализации нужно, чтобы взрослый не мешал... |