Сороков Д.Г., к.психол.н.
Впервые на русском языке мы публикуем материал, который позволяет "в домашних условиях" определить уровень развития основных функций ребёнка: его телодвижений (крупной моторики); ручной (мелкой) моторики; восприятия (прежде всего зрительного и слухового); пассивной и активной речи; самостоятельности и социальных навыков...
... Причём уровень развития показан не в абстрактных баллах, а в виде так называемого ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ребёнка. Психологический возраст выражается в месяцах жизни (см. колонку цифр слева от показателей развития каждой функции) и порой не совпадает с биологическим возрастом (временем, прошедшим с появления ребёнка на свет). Это случается, если ребёнок опережает в развитии своих сверстников или, наоборот, отстаёт. Таким образом, это уникальный тест, требующий от родителя, детского практического психолога и воспитателя лишь искренней заинтересованности в развитии ребёнка и умение внимательно наблюдать за его поведением. Обращаем особое внимание на то, что при использовании этого теста в большинстве случаев взрослому нет необходимости давать ребёнку какие-либо специальные задания; показатели развития той или иной функции - это ЕСТЕСТВЕННЫЕ поведенческие проявления нормально развивающегося ребёнка.
ОПЕРЕЖЕНИЕ В РАЗВИТИИ ФУНКЦИЙ. С помощью теста легко определить, опережает ли ребёнок свой биологический возраст по развитию той или иной функции, или нет: при этом те или иные поведенческие проявления (показатели развития функции) для него характерны в более раннем возрасте, чем написано в левой колонке цифр.
ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ТЕЛОДВИЖЕНИЙ. Отставание в развитии той или иной функции - весьма серьёзное нарушение общего развития ребёнка. Оговоримся, что сделать вывод об этом может лишь врач. Задача родителя, воспитателя и детского практического психолога - обратить внимание врача на те или иные особенности в поведении ребёнка, которые не соответствуют его возрасту. Как определить нарушение в развитии функций? Для этого предназначена правая колонка цифр. Это тоже возраст ребёнка в месяцах, но предельный возраст, в котором ребёнок БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ (обратите на это внимание и не обманывайте самих себя - как известно, при известных усилиях и зайца можно научить курить), ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ должен выполнять соответствующие тестовые задания. Нарушением развития самостоятельности считается ситуация, когда ребёнок не выполняет одно или несколько соседних тестовых заданий в возрасте, указанном в правой колонке. Чем в более раннем возрасте Вы это определите у ребёнка, тем больше существует шансов исправить положение. И если работа с отставанием в развитии телодвижений, ручной моторики, восприятия, речи - удел медиков, то с небольшими отставаниями в социальном развитии и в развитии самостоятельности могут справиться сами родители, практические психологи или воспитатели детских садов. Поэтому мы так подробно рассматриваем причины и способы коррекции отставаний в социальном развитии. |