Ю.Фаусек
Настоящая моя работа является результатом длительной (почти девятилетней) моей практики с детьми того же возраста (от 4 до 8,5 лет), о котором я уже писала в предыдущей моей работе "Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори". (Издательство "Время". Петроград. 1922). Описываемые опыты и наблюдения касаются рисования, которому отведено в упомянутой системе очень значительное место...
Всякий, кто работал с детьми по системе Монтессори, или только внимательно наблюдал работу других, или просто вдумчиво читал книгу, знает, как трудно, даже невозможно, при работе выделять отдельные части её системы, как воспитание чувств, грамоту, рисование, счёт и проч., а потому и невозможно разрывать её дидактический материал, отдельные предметы которого тесно связаны между собой одной общей идеей. Но дидактический материал Монтессори для рисования, то есть её железные геометрические вкладки, предназначенные для рисования, подготовляющего к письму, можно с успехом применять во всяком детском саду и в начальной школе, в чём уже было достаточно опытов. Эти вкладки в том или в другом виде, часто вырезанные из толстого картона, допускаются даже теми, кто относится к системе Монтессори отрицательно.
Петроград
7 ноября 1922
Введение
Рисованию в детском саду Монтессори отведено почётное место и значительное время: дети рисуют, когда хотят и что хотят. Рисование, к которому так склонны все маленькие дети, часто забрасывается детьми старшего возраста: в обычной школе большинство из них рисует только на уроках рисования. Не то мы наблюдаем в школе Монтессори. В её школе нет специальных уроков рисования: "Мы не преподаём детям рисования прямым путем, но подготовляем косвенно, оставляя их свободными в таинственной и чудесной работе воспроизведения действительности, прошедшей через их собственное чувство", говорит Монтессори. Дети в её школе рисуют постоянно, большинство из них зарисовывает всё, что проходит через их руки, что способны охватить их глаз и сознание...
Существует убеждение, высказываемое критиками системы Монтессори, в том, что она не допускает в детском саду свободного рисования и, давая шаблоны (геометрические формы) и картинки для раскрашивания, убивает в детях стремление к так называемому "свободному детскому творчеству". Проследим постепенно, как рисуют дети в детском саду Монтессори, и в чём заключаются её приемы и дидактический материал, и быть может, мы увидим, справедливо ли такое утверждение. За мой длительный опыт работы по системе Монтессори у меня накопился значительный материал, на основании которого можно вывести некоторые заключения...
P.S. Публикация белорусских последователей М.Монтессори из работ Ю.Фаусек... |