Зри в корень...
Список докладов



65. Вопль о Наставнике

Присмотримся ко всем тем, кто сегодня с особой живостью ищут духовного наставника, ожидая его пришествия в состоянии внутреннего подъёма. Они полагают, что сами-то уже достаточно духовно подготовлены, чтобы узнать его и услышать его слово!

При беспристрастном же рассмотрении мы столкнёмся с противоречивыми группами. Миссия Христа, к примеру, весьма странно подействовала на очень многих людей. Они создали себе ложное представление о ней. Причиной тому, по обыкновению, явилась неправильная самооценка, высокомерие.

Если прежде люди поклонялись своему Богу, благоговейно сохраняя само собой разумеющуюся пропасть и чёткое разграничение людского и Божественного, то на смену этому явилось, с одной стороны, плаксивое попрошайничество, желание всегда только получать, не прилагая при этом ни малейших собственных усилий. "Молись" они восприняли, но то, что существует ещё "и трудись", "трудись над самим собой", этого они не хотели знать.

С другой стороны, кое-кто мнит себя столь самостоятельным, столь независимым, что якобы в состоянии достичь всего сам, а при некотором усилии – так даже и обожествиться.

Существует также много людей, которые только требуют и ожидают, что Бог должен ухаживать за ними. Ведь если он уже однажды послал своего Сына, значит доказал этим, что очень заинтересован в том, чтобы человечество сблизилось с ним; более того, что в этом человечестве он, по всей вероятности, даже нуждается!

Куда ни глянь – везде, во всём одно лишь самомнение, а не смирение. Правильная самооценка отсутствует. —

А ведь необходимо-то человеку, в первую очередь, сойти с возведённого им самим пьедестала, чтобы иметь возможность быть настоящим человеком, для того чтобы приступить к восхождению в этом качестве.

Духовно самодовольный, он восседает ныне на дереве, растущем у подножия горы, вместо того чтобы твёрдо стоять на земле обеими ногами. Поэтому он никогда не сможет взойти на гору, если предварительно не слезет – или не свалится – с дерева.

А между тем все те, что спокойно и благоразумно шли своей дорогой, ступая по земле под деревом, на котором он сидел и на кого взирал с презрением, уже достигли, вероятно, вершины.

Но грядущее событие всё же научит его кое-чему, ибо дерево обязательно рухнет, и притом – совсем скоро. Быть может, человек образумится и спохватится, свалившись столь неприятным образом на землю с шаткой высоты. Однако тогда ему придётся поспешить – нельзя будет упустить ни единого часа.

Ныне многие полагают, что тысячелетняя расхлябанность может продолжаться и впредь.

С комфортом расположившись в уютных креслах, они ожидают пришествия могущественного наставника.

Но каким представляют они себе этого наставника! Картина на самом деле печальна.

В первую очередь, они ожидают от него или, точнее говоря, требуют, чтобы он каждому в отдельности подготовил путь ввысь к Свету! Он должен потрудиться и проложить мосты на пути к Истине для приверженцев всякого вероисповедания! Он обязан изложить всё в самой ясной и доступной форме, легко понятной каждому. Его слова должны быть подобраны так, чтобы в их правильности без затруднений мог убедиться любой представитель каждого сословия.

Если же человеку приходится при этом трудиться и думать самостоятельно, значит, перед ним не истинный наставник. Ибо если он призван указывать верный путь словом своим, то, разумеется, должен и заботиться о людях. Его дело – убедить людей, пробудить! Христос ведь тоже пожертвовал своей жизнью.

Те, что мыслят подобным образом в наше время (а ряды их весьма многочисленны), пусть не утруждаются вообще, ибо они подобны неразумным девам, и их удел – "Слишком поздно"!

Наставник, безусловно, не пробудит их, они будут себе безмятежно почивать, а тем временем врата затворятся, и они не смогут войти в царство Света, так как не сумели вовремя покинуть сферу вещественности. А ведь именно для этого Слово наставника указывало им путь.

Ибо человек не столь ценен, как ему самому представляется. Бог не нуждается в нём, но человек нуждается в своём Боге!

Поскольку человечество в своём так называемом прогрессе уже не знает сегодня, чего оно, собственно, хочет, ему придётся, наконец, узнать, что от него требуется!

Считая себя ищущими и высокомерно осуждая, эти люди пройдут мимо, как и тогда уже столь многие прошли мимо того, к чьему пришествию уже всё было подготовлено откровениями.

Как можно представлять себе духовного наставника подобным образом!

Он не уступит человечеству ни пяди и будет предъявлять требования везде, где ожидают от него даяний!

Но тот, кто в состоянии мыслить серьёзно, сразу же поймёт, что именно строгое, неумолимое требование мыслить и бодрствовать и есть то лучшее, в чём для своего спасения нуждается уже так глубоко погрязшее в духовной лени человечество! Для понимания своих слов наставник сразу же требует живости духа, серьёзного воления, самостоятельных усилий – именно так он уже с самого начала, играючи, отделяет пшеницу от плевел. Это происходит самодействующим образом, как и присуще Божественным законам. Людям воздаётся также и здесь в точном соответствии с тем, чего они на самом деле хотят. — —

Существует и ещё одна категория людей, мнящих себя весьма и весьма бодрствующими!

Они составили себе, конечно, совсем иное представление о наставнике, как можно вычитать из сообщений на эту тему. Это представление, однако же, не менее гротескно, ибо они ожидают пришествия ... духовного акробата!

И без того уже тысячам людей представляется, что ясновидение, яснослышание, ясноощущение и так далее – большой прогресс, чём он, в действительности, не является. Всё это, приобретённое в ходе обучения, взращённое, даже принесённое в себе как дарование, никогда не сможет вырваться из земного плена. Оно действует только в низших пределах, которые никогда не смогут претендовать на высоту, и поэтому их ценность достаточно ничтожна.

Неужели же человечеству хотят помочь в восхождении тем, что показывают ему тонко-вещественные явления того же уровня или обучают видеть и слышать их?

Это не имеет ни малейшего отношения к действительному восхождению духа. Да и в плане земных событий оно столь же непригодно! Всего лишь духовные фокусы, и ничего более, интересные для отдельных лиц, но абсолютно бесполезные для человечества в целом!

Легко понять, что все эти люди желают себе наставника, который умел бы делать всё то же самое, что делают они, только лучше. —

Многие, однако же, идут в этом ещё дальше, вплоть до смешного, принимая всё, тем не менее, вполне всерьёз.

Для них, к примеру, непреложным доказательством наставничества служит тот факт, что наставник-де ... не вправе простужаться! Тот, кто может простудиться, отвергается сразу, ибо это не приличествует идеальному, с их точки зрения, наставнику. Сильный духом должен непременно, и в первую очередь, быть выше этих мелочей.

Возможно, что звучит это несколько натянуто и смешно, но это факты, и означают они не что иное, как слабый отзвук рёва толпы во время оно: "Если ты Сын Божий, то спаси себя сам, сойдя с креста". — И этот крик раздаётся уже сегодня, ещё до того, как подобного наставника вообще узрели!

Бедные, несведущие люди! Воспитывающий своё тело столь односторонне, что оно временами теряет чувствительность под властью духа, – отнюдь не выдающийся великий. Его почитатели подобны детям былых веков, которые с открытыми ртами и горящими глазёнками восхищались акробатическими номерами бродячих шутов; при этом в них пробуждалось горячее стремление тоже овладеть таким искусством.

И как тогдашние дети в этой совершенно земной области, не дальше продвинулись в настоящее время очень многие нынешние, так называемые искатели духа или искатели Бога в духовной области!

Попробуем продолжить нашу мысль: странствующие артисты былых времён, о которых я только что упомянул, совершенствовались всё больше и больше и стали, в конце концов, акробатами в цирке и варьете. Их мастерство возросло до необычайного; и сегодня ещё тысячи избалованных людей ежедневно смотрят эти представления, поражаясь вновь и вновь, а часто и внутренне содрогаясь.

Однако получают ли они от этого пользу для себя! Что выносят из этих спектаклей, где иной акробат, исполняя свой номер, порой рискует жизнью? Абсолютно ничего, ибо эти упражнения всегда будут оставаться только в пределах цирковых арен и залов варьете, при всём своём высочайшем совершенстве. Они всегда будут служить только развлечением, не принося человечеству никакой пользы.

И подобные акробатические номера в духовной области пытаются использовать в качестве мерила для великого наставника!

Оставьте таким людям духовных шутов! Скоро они увидят, к чему это приводит! Они ведь не знают даже, чего, собственно говоря, этим добиваются. Им мнится: велик лишь тот, чей дух так повелевает телом, что оно больше не знает болезней!

Любое подобное воспитание односторонне, а односторонность приносит только нездоровое, больное! Этим не дух укрепляется, а лишь тело ослабляется! Необходимое для здоровой гармонии равновесие между телом и духом искажается, и, в конце концов, подобный дух намного раньше времени отделяется от изуродованного тела, не способного более служить ему источником мощного, здорового отзвука, необходимого для земных переживаний. Их в этом случае духу недостаёт, и он приходит незрелым в потусторонний мир. Он должен будет ещё раз прожить земную жизнь. Всё это – не что иное, как духовные фокусы за счёт земного тела, которое, в действительности, должно помогать духу. Тело является необходимой частью одного из периодов в развитии духа. Если же его ослабляют и угнетают, то тогда от него и духу мало пользы. Ибо излучения тела слишком слабы, чтобы обеспечить духу ту полноту проявления силы в вещественности, в которой он нуждается.

Если человек хочет подавить болезнь, то ему необходимо оказать давление на тело с помощью состояния духовного экстаза, подобно тому, как в малом боязнь зубного врача может заглушить боль. Такие состояния высокого напряжения тело способно выдержать без вреда для себя, возможно, один раз, быть может, несколько раз, но если это затягивается, то телу наносится серьёзный ущерб.

И если это делает или советует делать наставник, то он не достоин быть наставником; ибо тем самым он нарушает естественные законы в творении. Земной человек должен хранить своё тело как вверенное ему достояние, стараясь достичь здоровой гармонии духа и тела. Если же она нарушается в силу одностороннего угнетения, то это не прогресс, не восхождение, а безусловно труднопреодолимая преграда, мешающая выполнению его задачи на земле, как и вообще в вещественности. Полнота проявления силы духа, с точки зрения его деятельности в вещественности, при этом теряется, так как для этого духу непременно требуется сила не порабощённого, а пребывающего в гармонии с духом земного тела! Тот, кого на основании подобных экспериментов именуют мастером, менее значим, чем ученик, которому вообще неведомы ни задачи духа человеческого, ни необходимость его развития! Хуже того – он вредитель для духа!

Скоро они поймут свою глупость, и это будет весьма болезненно для них.

Всякому же лженаставнику предстоит испить горькую чашу! Его восхождение в потустороннем мире сможет начаться лишь тогда, когда последний изо всех тех, кого он задержал или совсем сбил с пути своими духовными шалостями, придёт к правильным выводам. До тех пор, пока его книги, сочинения продолжают оказывать своё действие здесь на земле, он прочно удерживается в потустороннем мире, даже если он между тем осознал свои заблуждения.

Тот, кто советует заниматься оккультным обучением, подаёт камни вместо хлеба, демонстрируя тем самым, что не имеет ни малейшего понятия о действительных событиях в потустороннем мире, а тем более во всём механизме мироздания! — —


—————
Список докладов

На главную