Зри в корень...
Список докладов



30. Человек и его свободная воля

Если мы желаем добиться связного изложения этой темы, то необходимо учесть многие внешние аспекты, в большей или меньшей мере влияющие на основной предмет!

Свободная Воля! Перед этой проблемой останавливаются в раздумьи даже мыслители крупного масштаба, ибо ответственность по Законам Справедливости непременно предполагает возможность свободного принятия решений.

Куда ни глянь, отовсюду слышится вопль: "Где же у человека свободная воля, если и в самом деле есть Предопределение, Водительство, Обусловленность, влияние звезд и Карма*? (Судьба) Человека передвигают с места на место, обтесывают, лепят – невзирая на то, хочет он этого или нет!"

Те, кто ищет всерьёз, с жадностью набрасываются на всё, что говорится о свободе воли, совершенно правильно считая, что именно в этом вопросе необходимо разобраться в самую первую очередь. Не разобравшись в этом, человек не в состоянии занять правильную позицию, дабы утвердиться в своей истинной роли в Великом Творении. До тех пор, однако же, пока человек не выработает в себе правильного отношения к Творению, он непременно останется в Нём приблудным чужаком. Его по-прежнему будут передвигать с места на место, обтесывать, лепить – и всё потому, что он не осознаёт своей собственной цели. Таким образом одно следует из другого, и в естественной последовательности человек в конце концов стал таким, каким он есть сегодня, и каким, собственно говоря, он однако не должен был бы быть!

Самое серьёзное из его заблуждений состоит в том, что он не знает, в чём же, собственно говоря, кроется свободная воля и как именно она проявляет себя. Иначе говоря, он полностью забыл дорогу к свободе воли, не зная даже, где и как искать её.

Поворот на тропу, ведущую к пониманию этой проблемы, скрылся из виду под толстым слоем зыбучего песка. Не осталось никаких следов. Человек так и будет ходить по кругу, не зная дороги, теряя силы – до тех пор, пока не подует ветер, наконец-то расчистив тропу. Однако же, само собой разумеется, что в первые минуты взбудораженный этим ветром зыбучий песок взовьётся ввысь буйным смерчем, запорошив напоследок глаза многим из тех, кто неустанно ищет, где же всё-таки эта тропа – ибо она потребна им, как Хлеб Насущный.

По этой причине всем и каждому надлежит соблюдать сугубую осторожность, оберегая свои глаза от зыбучего песка до тех пор, пока он не развеется по ветру до последней песчинки. Иначе может случиться так, что в тот самый миг, когда кто-либо из вас узрит Путь, взор его слегка помутнится, так что, ступив одной ногой на обочину, он поскользнётся, упадёт и сорвётся в Пропасть – а Путь-то ведь был уже перед глазами. —

Люди закоснели в упрямом нежелании разобраться в том, существует ли в действительности свободная воля. Происходит же это нежелание в первую очередь из непонимания того, в чём, собственно говоря, состоит свобода воли.

С одной стороны, это понятие, казалось бы, не нуждается ни в каком дополнительном объяснении; с другой же стороны – здесь, как и везде, простое оказывается затруднительным для понимания именно потому, что оно воистину просто, и начинается поиск не в том направлении, в результате чего человеку вообще не удается представить себе, что же такое свободная воля.

Громадное большинство нынешних людей считает, что воля – это и есть тот самый настрой принуждения, которым располагает земной мозг и с помощью которого привязанный к пространству и времени рассудок задаёт мышлению и чувствам некое определённое, предустановленное направление.

Это, однако же, отнюдь не свободная, но порабощенная земным рассудком воля!

Вследствие этой подмены многие из людей впадают в великие заблуждения, воздвигая преграду на пути познания и постижения. И после этого человек ещё удивляется, натыкаясь на пробелы и противоречия, оказываясь не в состоянии понять логику проблемы.

Свободная воля, оказывающая столь решающее влияние на жизнь в собственном смысле слова, что влияние это распространяется и на значительную часть потустороннего мира, накладывающая отпечаток на душу и преображающая её – воля эта совсем иной природы, гораздо более возвышенной, нежели всё земное. А посему она никак не связана с земным, грубо-вещественным телом, а стало быть, и с мозгом. Её обитель – Духовная Самость, человеческая душа.

Если бы человек вновь и вновь не отводил рассудку роль неограниченного владыки, то свободная воля, являющаяся частицей его Истинного, Духовного "Я", а посему наделённая более широким кругозором, могла бы предписывать направление деятельности рассудочному мозгу, исходя из тонких ощущений. А тем самым и порабощенной воле, абсолютно необходимой для решения всех земных задач, привязанных к пространству и времени, пришлось бы сплошь и рядом поступать совсем не так, как это имеет место теперь. Нетрудно понять, что и Судьба в таком случае выглядела бы по-иному, ибо Карма пошла бы иными путями, прядя иные нити и неся с собой иные взаимодействия.

Само собой разумеется, что и это объяснение ещё не дает должного представления о том, что же такое свободная воля. Для получения цельной картины необходимо располагать информацией о предшествующих действиях свободной воли, а равно и о том, каким образом сложился зачастую столь запутанный клубок уже существующей Кармы. Воздействие сей последней способно так подавить свободную волю, что сам факт её существования удается осознать лишь с большим трудом, а то и вообще не удается.

Разобраться во всём этом, однако же, возможно лишь в результате рассмотрения всего процесса становления духовного человека – начиная с того момента, когда его Духовное Семя впервые погружается в тонко-вещественную оболочку, соприкасаясь таким образом с самой отдалённой периферией Вещественности. --

И тут-то нам и становится ясно, что человек отнюдь не соответствует своим собственным представлениям о себе самом. Он ни в коей мере не обладает безусловным правом ни на Блаженство, ни на личностную Вечную Жизнь. Говорят:"Все мы дети Божьи". Однако в том смысле, который вкладывает в эти слова человек, это просто неверно! Не всякий человек – дитя Божье, но лишь тот, кто достиг этого в своем развитии.

Человек погружается в Творение в виде Духовного Семени. В этом Семени заключено всё необходимое для развития личностного сознания дитя Божьего. При этом, однако же, предполагается, что человек сам примется за развитие этих задатков, не давая им зачахнуть.

Процесс этот велик, грандиозен, и тем не менее в нём нет ничего противоестественного. Все его звенья логически вытекают одно из другого, ибо Всякое Божественное Деяние логично. Оно ведь Совершенно, ничто же Совершенное немыслимо вне рамок Логики. Каждое из этих Духовных Семян наделено одними и теми же способностями, ибо произошли они все от Одного и Того же Духа, и в каждой из этих конкретных способностей сокрыто Обетование, что непременно сбудется, если человек примется за её развитие. Оно, однако же, не сбудется в случае невыполнения этого условия! Таковы перспективы всякого Семени при Посеве. И всё же...

Сеятель отправился сеять: То Место, где Божественное, Вечное парит над Творением, и где Самая Тонкая Вещественность Творения соприкасается с Сущностным, и есть Поле для Посева человеческих Духовных Семян. Всё происходит, как при электрическом разряде во время грозы – от Сущностного исходят Искорки, перелетают через Границу и погружаются в нетронутую доселе Почву Самой Тонко-вещественной Области Творения. Иначе говоря, Созидающая Рука Святого Духа сеет Семена в Вещественное.

В то время, как Посеянное проходит стадию развития, медленного и постепенного Созревания, многие из Семян гибнут. Им не удалось взойти, то есть добиться развития своих высших способностей, в результате чего они либо сгнили, либо засохли, и вещественность поглотила их без следа. Другим же Семенам, напротив, удалось взойти и заколоситься над Полем. При тщательном осмотре в момент Созревания пустые колосья будут отделены от полных. После Жатвы произойдёт ещё одна столь же тщательная сортировка – отделение плевел от пшеницы.

Так выглядит процесс Становления в общих чертах. Дабы распознать, где же именно обретается свободная воля, нам придётся рассмотреть более подробно процесс Становления человека в собственном смысле слова:

Как Главенствующее, как Самое Чистое в Сиянии Вечности, Божественное, Исходный пункт Всего, Начало и Конец, окружено в его блеске светлым Сущностным.

И когда теперь Искры из Сущностного попадают в Почву Тонко-вещественной области вещественного Творения, Они тут же покрываются газообразной оболочкой, состоящей из вещества того же рода, что и вся эта Тончайшая Область вещественного. Тем самым Духовное Семя человека погружается в Творение, подверженное, как и всё вещественное, изменению и распаду. Семя Это ещё не подвержено Карме, пребывая в ожидании грядущих событий.

Однако же, и до этой Самой Отдаленной Периферии доходят эманации сильных переживаний, во всякий миг происходящих в Творении в связи с разнообразными процессами становления и распада.

До этой газообразной Тонко-вещественной области долетают лишь самые слабые отголоски, нечто вроде дуновения, но тем не менее и их для пробуждения и активизации в Духовном Семени воления, наделенного высокой чувствительностью, довольно. Духовное Семя стремится "вкусить" от той или иной эманации, влиться в её поток – иначе говоря, всецело отдаться ей на волю, что равносильно притяжению. В этом и состоит самое первое решение, принимаемое наделенным многообразными задатками Духовным Семенем. Оно сделало выбор, отдавшись на волю той или иной силы притяжения. При этом как раз и прядутся первые, тончайшие нити, из которых позднее сплетётся ткань Его Житейского ковра.

Однако же, путь бурно развивающегося Семени непрерывно пересекают волны инородных эманаций самого разного свойства, так что Оно в состоянии воспользоваться всяким выпавшим Ему на долю мгновением, дабы отдаться им на волю. Как только Оно предпримет это, то есть пожелает этого, направление Его движения изменится согласно вновь избранному Им роду – иными словами, Семя даст себя увлечь в ином направлении.

Его желание есть как бы руль, позволяющий Ему менять курс на волнах эманаций в случае утраты интереса к прежнему направлению, "вкушая" понемногу отовсюду.

Вкушая, Оно достигает всё большей и большей зрелости, постепенно обретя способность к различению, а затем и к вынесению суждений, становясь в конечном счете всё более сознательным и всё увереннее пролагая себе путь в одном определённом направлении. Так как Оно само сделало выбор, с эманациями какого именно рода ему по пути, то выбор этот оказывает, в свою очередь, далеко идущее влияние на Него. Вполне естественным следствием всего этого является тот факт, что эманации, на волнах которых Оно, так сказать, плывёт по своему свободному волению, влияют во взаимодействии на Духовное Семя по роду своему.

Самому Духовному Семени присущи, однако же, лишь чистые и благородные качества! Это и есть тот самый Талант, который Ему предстоит "пустить в оборот" в Творении. Отдаваясь на волю возвышенных эманаций, Семя даёт им возможность разбудить во взаимодействии дремлющие в Нём качества, взбодрить их, укрепить и взлелеять, так что со временем качества эти принесут ощутимую прибыль, умножая Благодать в Творении. Возрастающий подобным образом духовный человек станет тем самым прекрасным домоправителем.

Если он, однако же, преимущественно выбирает для себя низменные эманации, то со временем они могут повлиять на него так сильно, что род их накрепко прилепляется к нему, обволакивая исконные чистые качества Духовного Семени, заглушая их, не давая им по-настоящему пробудиться и расцвести. В конце концов придётся счесть их просто-напросто "зарытыми", о человеке же, поступившем подобным образом, сказать, что он плохо распорядился вверенным ему Талантом.

Итак, Духовное Семя как таковое не в состоянии быть нечистым, ибо Оно исходит от Чистого, неся в себе лишь Чистоту. Однако же, обзаводясь вещественной оболочкой после своего погружения в вещественность, Оно может замарать эту оболочку, "вкусив" от нечистых эманаций по своему собственному волению, то есть соблазнившись ими. Более того, на поверхности, то есть в душевном плане, может случиться даже так, что нечистое, полностью заглушив Возвышенное, сделается неотъемлемо присущим данному конкретному Семени. Тем самым у Него появятся нечистые качества, не имеющие ничего общего с Его исконными свойствами, унаследованными от Духа. Душа – это только тонко-вещественный, газообразный покров духа, существующий только в Тонко-вещественном Творении. После возможного возвращения в выше лежащее чисто Духовно-Сущностное, душа снимается и в наличии остаётся только сам Дух, который просто не мог бы поступать иначе за пределами Вещественного Творения, находясь в Духовном. Будучи Вновь Прибывшим, его возвращение происходит тогда разумеется в живой, сознательной Форме, чего не было для этой Искры ещё в Начале её исхода.

Любая вина, всяческая карма – всё это имеет место лишь внутри вещественного Творения, и не иначе! Ничто подобное не может "заразить" Дух, но лишь слегка уцепиться за Него. А посему вполне возможно очиститься от всяческой вины.

Осознав это, мы не совершаем переворота – напротив, лишний раз подтверждаем всё то, чему в образной форме учит религия и церковь. Но прежде всего мы лучше осознаем, сколь Великую Истину явил Христос человечеству.

Само собой разумеется и то, что Духовное Семя, отягощённое нечистой вещественностью, не может возвратиться в таком состоянии в Сферу Духовного. Ему придётся пребывать в вещественном до тех пор, пока Оно не стряхнёт с себя это бремя, сумев освободиться от него. При этом то, в какой именно области Ему придётся находиться, определится ни чем иным, как тяжестью этого бремени, причём степень Его большего или меньшего загрязнения сыграет решающее значение. Если вплоть до Судного Дня человеческому духу не удастся освободиться от бремени, сбросив его с себя, то он не сможет воспарить, невзирая на то, что его Духовное Семя всегда пребывало в Чистоте – Оно ведь не было в состоянии развиться в соответствии со своими исконными качествами, заглушенными Нечистым. Нечистое повиснет на нём тяжким грузом, увлекая его за собой в Распад всего Вещественного.* (Доклад №20: Страшный Суд)

Чем сознательнее становится Духовное Семя в процессе своего развития, тем в большей мере Его внешняя оболочка уподобляется Его внутренней сущности. Она либо устремляется к Возвышенному, становясь прекрасной, либо к низменному, становясь безобразной.

Всякий раз, когда Духовное Семя меняет курс, влачимые Им за собой нити как бы образуют узел. В результате бесконечных блужданий во все стороны оформляются всё новые и новые ячейки, сплетающиеся как бы в сеть, в коей Оно и запутывается. В дальнейшем Оно либо гибнет, удерживаемое сетью, либо оказывается в состоянии вырваться оттуда силой. Эманации, на волю которых Духовное Семя отдавалось в своих странствиях, вкушая от них и наслаждаясь ими, поддерживают с Ним связь, влачась за Ним подобно нитям. Тем самым каждая из этих эманаций постоянно получает в Нём подкрепление по роду своему. Если Оно долгое время продвигается в одном и том же направлении, то как более отдалённые, так и более близлежащие нити воздействуют на Него с неизменной силой. Если же Оно меняет курс, то влияние оставшихся позади эманаций с течением времени постепенно ослабевает – на пути соответствующих им нитей теперь обязательно встретится узел, а это оказывает тормозящее воздействие, ибо переплетение нитей являет собой не что иное, как связь, а то и сплав с новым, инородным направлением. Тогда в этом случае нити прежнего направления разлагаются и растворяются, если род вновь последовавшего нового направления не родственен роду первоначального. И так далее, и тому подобное. Духовное Семя растёт, нити же становятся всё крепче и гуще, образуя карму, сия же последняя в конечном счёте может обрести неслыханную мощь. Она придаёт духу ту или иную "склонность", так что свобода принятия им решений в конце концов оказывается настолько ограниченной, что их общую тенденцию нетрудно предугадать заранее. А это и затемняет свободу воли, мешая её конкретным проявлениям.

Итак, свободная воля дана изначально. Тем не менее, впоследствии многие из индивидуальных воль взваливают на себя столь тяжкое бремя, что подпадают под сильнейшее влияние вышеописанного типа, а стало быть, лишаются на будущее своей изначальной свободы.

Развиваясь таким образом всё далее и далее, Духовное Семя непременно всё более и более приближается к Земле. Она ведь представляет собой самый мощный источник эманаций, Оно же всё сознательнее держит курс на этот источник – точнее говоря, "притягивается" им, дабы вкусить от избранных Им по роду своих привязанностей эманаций в возможно более полной мере. Оно желает уже не только "пробовать", но по-настоящему "вкушать" и "наслаждаться".

Земля же являет собой столь мощный источник эманаций потому, что здесь в игру вступает некий новый усилитель – грубо-вещественная, телесная сексуальная Сила!* (Доклад №62: Сексуальная сила и её роль в духовном восхождении)

На Её долю отводится задача "воспламенить" всю Сферу Духовного Ощущения, и задача эта вполне Ей по силам. Только благодаря этому Дух вступает в надлежащую связь с вещественным Творением, и только благодаря этому Он в состоянии действовать в Нём с Полной Энергией. Благодаря этому Он объемлет всё необходимое для того, чтобы, целиком и полностью отстояв свои права в вещественности, утвердиться в ней во всех отношениях, чтобы иметь возможность действовать там неотразимо и всепроникающе, чтобы, наконец, быть готовым ко всему, располагая Необоримой Защитой.

Теперь нам понятно, отчего переживания, испытываемые людьми на Земле, являют собой источник Волн Энергии неслыханной мощности. С одной стороны, Волны эти могут распространяться лишь в пределах вещественного Творения; с другой стороны, в этих пределах Они достигают Самых Тончайших Сфер.

Человек Высокого и Благородного Духа, явившийся на Землю, препоясавшись Высокой, Духовной Любовью к тем, кто рядом с ним, оставался бы чужаком в их глазах, не имея возможности подступиться к их внутренней жизни, если бы не располагал сексуальной Силой. В подобном случае между ним и земными людьми разверзлась бы пропасть, мост же через неё, необходимый для взаимопонимания и взаимоощущения, отсутствовал бы.

Но в тот самый миг, когда Эта Духовная Любовь вступит в Чистую Связь с этой сексуальной Силой, воспламенившись Ею, во всё вещественное проистечёт Эманация Невиданной Жизненной Силы. Обретя земную реальность, Она сможет воздействовать на земных людей и на всё вещественное в полной мере, и притом понятным им способом. Только благодаря этому Она будет воспринята вещественностью и пережита ею в ощущении, неся Творению Ту Благодать, что надлежит внести в Него Человеческому Духу.

В Этой Связи есть Нечто Грандиозное. В этом и состоит подлинная или, по меньшей мере, главная цель этого присущего человеку от природы влечения, столь загадочного и непостижимого для многих – дать возможность Духовному, действующему в вещественности, развернуться там в Полную Силу! Без участия сексуальной Силы Оно осталось бы слишком чуждым вещественности, не имея возможности по-настоящему воздействовать на неё. Необходимость продолжения рода – всего лишь второстепенная цель. Главное же состоит в том, что Связь Эта вызывает в человеке Внутренний Подъем. В силу этого человеческий дух обретает всю свою энергию, тепло и жизненную силу – иначе говоря, лишь этот процесс делает его полноценным. Но именно поэтому как раз с этого момента он несёт всю полноту ответственности!

И вот, в этот существенный для человека переломный момент Мудрая Справедливость Божья не только даёт ему возможность, но даже наделяет естественным порывом к тому, чтобы с лёгкостью стряхнуть с себя всю и всяческую карму, отягощавшую до тех пор его свободную волю. Тем самым человек в состоянии вновь добиться полной свободы воли, что позволит ему не только осознать своё место – дитя Божьего в Творении, но и властно занять его, Он сумеет действовать по Заветам Отца, воспаряя в возвышенных и чистых ощущениях к Высотам, Чья Притягательная Сила поможет ему вознестись спустя некоторое время, когда он сложит с себя грубо-вещественное тело.

Человек, не воспользовавшийся этой возможностью, виноват в этом сам, ибо в момент вступления сексуальной Силы в свои права в нём в первую очередь пробуждается сильнейший Импульс, устремленный Ввысь, к Идеальному, Прекрасному и Чистому. Он всегда проявляется с полной чёткостью у неиспорченной молодежи обоего пола. Отсюда и грёзы юношеских лет, к сожалению, зачастую вызывающие у взрослых лишь усмешку; их, однако же, не надо путать с грёзами детства.

По той же причине в этом возрасте нас посещают необъяснимые ощущения лёгкой меланхолии, окрашенные в серьёзные тона. Бывают минуты, когда кажется, что на долю юноши или девушки выпала вся Мировая Боль, когда к ним подступают предчувствия чего-то очень Серьёзного – и всё это отнюдь не является чистой случайностью. Встречающееся столь нередко ощущение собственной непонятости также несёт в себе немалую толику Истины. Это не что иное, как вспыхивающее время от времени сознание, что окружающий мир устроен не так, как надо, а посему не хочет и не может понять, сколь свято хотя бы робкое стремление к Чистому Воспарению. В свою очередь, окружающий мир не успокоится до тех пор, пока это предостерегающее ощущение, столь сильное в ещё не достигших зрелости душах, не унизится до более понятного взрослым "реального" и трезвого. Односторонние рассудочные представления взрослых сводятся к тому, что сии последние категории лучше подходят человечеству, ибо являют собой нечто единственно нормальное.

Тем не менее, многие закоренелые материалисты когда-то ощущали то же самое серьезное предостережение на том же этапе своего бытия. Вспоминая от случая к случаю о золотых днях первой любви, они не прочь поговорить об этом времени с легким налетом некоей сентиментальности и даже горечи, в которой находит своё выражение некая подсознательная боль о чём-то утраченном, чему нельзя дать ясного определения. Все они вполне правы в этом! Самое драгоценное либо было отнято у них, либо они сами легкомысленно выбросили его вон. На то могло быть множество разных причин – серая повседневность трудовых будней, насмешки так называемых "друзей" и "подруг", неподобающее чтение, дурные примеры. Так или иначе, они оробели и зарыли Сокровище, – но и после этого их жизнь всё-таки не обходится без того, чтобы Его сияние не пробивалось время от времени из-под земли, и не смирившееся с торжеством рассудка сердце какое-то мгновение учащенно бьется от необъяснимого прилива загадочной тоски и печали.

Ну и что с того, что человек всякий раз тут же вновь подавляет эти ощущения, горько усмехаясь над ними, а то и издеваясь сам над собой. Они всё же свидетельствуют о том, что Сокровище существует, и великое счастье в том, что лишь немногие могут утверждать, что никогда не испытывали подобных ощущений. Этих немногих остается только пожалеть, ибо они никогда не жили на свете.

Но даже подобные насквозь прогнившие индивидуумы, назовём их для приличия достойными сожаления, ощущают некое томление, когда им приходится столкнуться с человеком, сумевшим должным образом воспользоваться энергией этого Импульса, очистившимся благодаря Ему и возвысившим свой внутренний мир уже на Земле. В большинстве случаев, однако же, томление это приводит индивидуумов подобного рода к невольному осознанию своей собственной низменной неполноценности, следствием чего является ненависть, доходящая иной раз до слепой ярости. Нередко бывает и так, что человек, высокий уровень развития души которого бросается в глаза, становится предметом ненависти целых толп, не подавая к тому в действительности ни малейшего внешне осязаемого повода. И тогда подобные толпы, забывая обо всём на свете, орут: "Распни, распни Его!" Именно по этой причине история человечества знает целую плеяду мучеников.

Толпы эти беснуются от дикой боли, завидев у других нечто драгоценное, утраченное ими самими. Осознаётся же ими эта боль исключительно под видом ненависти. Если же с человеком, высоко вознесшим свой внутренний мир, встречаются люди, у которых больше внутреннего тепла, так что можно сказать, что лишь дурные примеры воспрепятствовали их развитию и очищению от грязи, то тоска по несбывшемуся в них самих зачастую выливается в Беспредельную Любовь и Благоговение.

Где бы ни появился такой человек – весь мир тут же делится на его сторонников и противников. Равнодушных вокруг него не бывает. Таинственное очарование, исходящее от невинной девушки или неиспорченного юноши, есть не что иное, как Чистый Порыв Пробуждающейся сексуальной Силы, Обрученной с Силой Духа, к Возвышеннейшему и Благороднейшему! Мощные Эманации Этого Порыва и ощущаются окружающим миром. Творец неспроста позаботился о том, чтобы всё это происходило с человеком лишь в том возрасте, когда он уже способен к полному осознанию своего воления и своих деяний. Именно в этот момент ему надлежало бы стряхнуть с себя, и притом безо всякого труда, всё былое, воспользовавшись с этой целью сокрытой в нём теперь Полной Энергией. Былое, собственно говоря, отпало бы само собой, если бы человек сохранил в себе воление Добра, а ведь именно к этому его неустанно влечёт в этом возрасте. И тогда ему удалось бы, на что совершенно правильно намекают ощущения, с лёгкостью воспарить, заняв подобающее ему как человеку место! Присмотритесь к грезам неиспорченной юности! Суть их – не что иное, как ощущение Порыва, воление очиститься от всякой грязи, горячее томление по Идеальному. Однако нагрянувшее беспокойство – это Знак не упустить время, чтобы энергично стряхнуть с себя карму и приступить к Воспарению Духа.

А посему Земля и служит очень важным поворотным пунктом для человека!

Как прекрасно опереться на эту Сплоченную Энергию, действовать в Ней и Её посредством! Но лишь до тех пор, пока человек избирает для себя Путь Добра. Нет, однако же, ничего более жалкого, нежели однобокое расточение этих сил на слепое опьянение чувств, парализующее дух, отнимая у него немалую часть Порыва, столь насущно необходимого ему, дабы воспарить.

И всё-таки в большинстве случаев человек упускает это столь драгоценное переходное время и по совету окружающих его "многоопытных" лиц встаёт на ложный путь, не только препятствующий развитию, но и, к сожалению, слишком часто просто-напросто ведущий под уклон. Тем самым он не сможет избавиться от ига тех нечистых эманаций, с коими уже связался ранее – напротив, они лишь обзаведутся дополнительными источниками питания. В результате свободная воля человека запутается так основательно, что в конце концов он сам окажется не в состоянии разобраться, где же она.

Так обстоит дело при первом воплощении на Земле. Воплощаясь повторно по необходимости, человек уже наделён куда более мощной кармой. И тем не менее, случай стряхнуть её с себя неизменно представляется в каждом очередном воплощении. Никакая карма не сможет устоять перед Полной Энергией Человеческого Духа, как только благодаря сексуальной Силе Он обретёт полноценную связь с вещественностью, к которой ведь и относится Карма.

Но даже если человек упустил этот момент, не стряхнув с себя карму, а тем самым и не добившись возрождения своей свободной воли, даже если он запутался ещё глубже, пав быть может низко, как никогда – и в этом случае на его стороне по-прежнему пребывает Мощный Союзник, Споспешествующий ему в борьбе с кармой и в стремлении к Восхождению. Сильнее Этого Воителя просто нет, ибо Он в состоянии превозмочь всех и вся. Премудрость Творца устроила вещественность таким образом, что, помимо указанных выше, существуют и другие моменты, когда человек может обрести Скорую Помощь, когда он не только способен отыскать самого себя и свою настоящую ценность, но даже движим необычайной силы Порывом, побуждающим его обратить всё своё внимание именно на это.

Итак, в распоряжении каждого человека в течение всего его земного бытия постоянно пребывает Волшебная Сила, всегда готовая прийти ему на помощь и способная избавить его от кармы. Источник Этой Силы – всё Та же Связь сексуальной Силы с Силой Духа, Имя же ей – Любовь! Не вожделеющая любовь, характерная для грубой вещественности, но Высокая, Чистая Любовь, не знающая и не желающая ничего, кроме Блага любимого человека, а посему никогда не помышляющая о Себе Самой. Являясь Частицей вещественного Творения, Она не требует ни воздержания, ни каянья, но во всякий миг желает любимому Добра и только Добра, болеет его болью, страдает его страданием, разделяя с ним, однако же, и радости.

Её основа – ощущение томления по Идеалу, схожее с тем, что испытывает неиспорченная юность в момент вступления сексуальной Силы в свои права. Имея, однако же, дело с ответственным, то есть зрелым человеком, Она как бы подстегивает его, добиваясь от него наиболее полного раскрытия всех его способностей вплоть до проявлений героизма. Одним словом, Она приводит все его силы в состояние высшего напряжения – как для творчества, так и для битвы. При этом нет никаких чисто возрастных преград! Всё равно, каким именно образом являет Себя Чистая Любовь – как любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине, как любовь к другу или подруге, к родителям, к детям. Если Она Чиста, то Её Первый Дар – возможность избавиться от всей и всяческой кармы, разрешающейся в этом случае чисто "символическим" путем.* (Доклад №37: Символическое в человеческой судьбе) Тогда-то и расцветёт свободная и сознательная воля, что может быть устремлена только Ввысь. Естественным следствием устремления явится Восхождение, Избавление от недостойных человека цепей, препятствующих его дальнейшему развитию.

Первое ощущение, сопутствующее Пробуждению Чистой Любви, – это ощущение своего собственного недостоинства по отношению к любимому человеку. Это явление можно рассматривать также как первую вспышку Скромности и Смирения, то есть приобщения к Двум Великим Добродетелям. Затем к ним присоединяется стремление простереть над любимым руку защиты, дабы оградить его от страданий, чтобы путь его лежал по солнечным, усыпанным цветами тропам. Когда говорят, что любящий "хочет носить любимого на руках", то это отнюдь не пустой звук, но вполне верное описание возникающего при этом ощущения. В этом, однако же, и состоит отказ от собственной личности, воление Великого Служения – его одного вполне может хватить на то, чтобы в кратчайший срок сбросить с себя всю и всяческую карму, если только воление это пребудет устойчивым, не уступая дороги чисто чувственным влечениям. Если Любовь по-прежнему Чиста, то ко всему этому добавляется ещё и горячее желание свершить ради любимого Нечто Великое в Возвышенном смысле этого слова – а стало быть, и подавно не причинить ему ни малейшей боли, не задеть ни одним жестом, ни единым помышлением, ни единым словом, менее же всего каким-либо недостойным деянием. Тем самым воплощается в жизнь Тончайшее Чувство Такта.

Обретя эти чистые ощущения, надлежит закрепить их, поставив превыше всего прочего. И тогда любящий ни в коем случае не пожелает и не сделает вообще ничего плохого. Он будет просто-напросто не способен к этому; напротив, Любовь станет его Лучшей Защитой, Величайшей Силою, Надежнейшим Соратником и Помощником.

А посему и Христос вновь и вновь напоминает о Всемогуществе Любви! Только Она всё превозмогает, только для Неё нет ничего невозможного. Но лишь при условии, что в виду имеется не чисто земная, вожделеющая любовь, влекущая за собой ревность и родственные ей пороки.

Таким образом, в Своей Премудрости Творец как бы бросил в Творение Спасательный Круг, так что в земной жизни всякому человеку неоднократно предоставляется возможность удержаться на поверхности, ухватившись за Него!

Помощь Эта доступна всем без исключения – юношам и старцам, мужчинам и женщинам, бедным и богатым, высокородным и простолюдинам. А посему Любовь и есть Величайший Дар Божий! Постигший Её может не сомневаться, что спасётся от всякой беды, от любой напасти! Обретя свободу, он возродит тем самым, и притом быстрее и легче всего, и свою свободную волю, что укажет ему Путь к Восхождению.

Даже если он обретается на Дне Пропасти, отчаявшись в собственных силах – Вихрь Любви способен вырвать его оттуда, вознеся к Свету, к Богу, Который ведь Сам и есть Любовь. Как только в человеке по какому-либо поводу пробуждается Чистая Любовь, он обретает и Самую Непосредственную Связь с Богом, Первоисточником Всяческой Любви, а тем самым и Надежду на Скорую Помощь. С другой стороны, человек, обладающий всем, Любви же не имеющий – не что иное, как пустозвонный черепок или бренчащий бубенчик, лишенный тепла, лишенный жизни … ничто!

Если он, однако же, сподобится обрести Истинную Любовь к кому-либо из своих ближних, стремящуюся лишь к тому, чтобы нести любимому человеку Свет и Радость, не унижая его бессмысленным вожделением, но храня и возвышая, то он станет служить любимому и не осознавая этого по-настоящему, ибо сделается тем самым бескорыстным подателем Даров. И в Этом Служении он и завоюет Свободу!

На этом месте многие примутся утверждать: "Да я ведь в точности так и поступаю – или, по крайней мере, давно уже стремлюсь к этому! Все имеющиеся в моем распоряжении средства идут на то, чтобы облегчить и исполнить наслаждений земную жизнь моей супруги или целой семьи. Я всячески стараюсь предоставить её членам всё необходимое для комфортабельной, приятной и беззаботной жизни." Бия себя кулаком в грудь, многие тысячи испытают ощущение некоей приподнятости, полагая, что уже достигли такого уровня Доброты и Благородства. Они заблуждаются! Животворящая Любовь состоит не в этом! В Ней нет столь ярко выраженной земной однобокости – напротив, Она во всякий миг и всеми силами стремится к Высшему, Благороднейшему, Идеальному. Разумеется, никто не вправе безнаказанно, то есть без ущерба для самого себя, забывать о земных нуждах, оставляя их без внимания; однако же, они не должны становиться основным содержанием человеческих помышлений и деяний. Над земными нуждами парит на недосягаемой высоте желание, природа которого столь таинственна для многих, и состоит оно в том, чтобы на самом деле быть в своих собственных глазах тем, чем мы представляемся в глазах любящих нас людей. И это желание и есть Правый Путь, непременно Ведущий к Восхождению!

Не требуется никаких дальнейших объяснений, чтобы понять, что же такое Истинная, Чистая Любовь. Всякий человек с полной ясностью ощущает, как именно Она устроена. Он лишь зачастую пытается ввести самого себя в заблуждение, прекрасно видя, какие именно допустил ошибки, и ясно ощущая, как ему, собственно говоря, ещё далеко до Истинной, Чистой Любви. Но ему всё-таки придется собраться с силами, если он не хочет промедлить и в конце концов потерпеть полное поражение, ибо без Истинной Любви ему больше никогда не удастся возродить свою свободную волю!

Итак, в распоряжение человека предоставляются многочисленные возможности собраться с силами и воспарить, которыми он, однако же, не пользуется. А посему к воплям и стенаниям громадного большинства просто нельзя отнестись всерьёз! Эти люди вообще не хотят внести в дело свой собственный вклад, будь то всего лишь незначительная перестройка сложившихся привычек и устоявшихся воззрений. Всё это пахнет ложью или самообманом! Бог, дескать, обязан явиться им и возвысить их до Себя, но так, чтобы им не пришлось отказываться ни от излюбленного комфорта, ни от самообольщения. На таких условиях они тогда согласились бы отправиться в путь, будучи абсолютно уверены, что Бог ещё и вынесет им за это некую особую благодарность.

Оставьте этих трутней в покое, и пусть себе шествуют путем Погибели! Они не стоят того, чтобы кто-то беспокоился о них. Всегда повторяется одно и то же – они стенают и молятся, но проходят мимо предоставляющихся им возможностей. А если бы подобного рода человек и воспользовался случаем, то, вне сомнения, тут же лишил бы Истинную Любовь Её Возвышеннейших Атрибутов – Чистоты и Бескорыстия, дабы вывалять Эти Драгоценнейшие Блага в нечистотах страстей.

Ищущим и сведущим давно пора решиться обходить этих людей стороной! Откажитесь от мысли, что вершите Богоугодное дело, пытаясь наставлять на Путь Истинный всех и каждого, то есть торговать Его Словом и Его Святою Волей вразнос, предлагая Их по весьма сходной цене. В конце концов может создаться впечатление, что Творец заставляет верующих в Него попрошайничать, дабы расширить круг Своих приверженцев. Предлагать Слово Божье тем, кто хватается за Него нечистыми руками, значит марать Его. Помните о Слове, воспрещающем вам "метать бисер перед свиньями".

Но ведь в случаях, подобных вышеописанному, происходит именно это – напрасная трата времени, которое непозволительно более расточать в таких количествах, ибо обратное действие в конечном счёте окажется тлетворным. Помогать надлежит лишь тем, кто ищет.

Многими умами во всех концах земли овладело беспокойство. Испытатели стремятся выяснить, куда же запропастилась свободная воля. Всё это не только вполне правомерно, но и являет собой знамение времени, подкрепляемое неосознанным предчувствием того, что очень скоро, быть может, будет уже слишком поздно. Именно поэтому жизненная необходимость поиска осознается ныне так остро. Результатов он, однако же, по большей части не приносит. В большинстве своём нынешние люди уже не в состоянии пользоваться свободной волей, ибо они чересчур глубоко запутались!

Они продали и расточили её … ни на что!

У них, однако же, нет ни малейшего права возлагать ответственность за это на Бога, предпринимая всё новые попытки в этом направлении посредством самых разнообразных толкований, дабы отделаться от мысли о поджидающей их личной ответственности – напротив, им некого винить, кроме себя самих. И даже если самообвинение это было бы пропитано самой терпкой горечью, самой тяжкой болью, оно всё равно оказалось бы чересчур мягким, ни в коей мере не соответствуя ценности утерянного Имения, либо растраченного, либо просто провалившегося в Преисподнюю безо всякого смысла.

И тем не менее человек всё ещё может обрести Путь к возрождению свободной воли, если только постарается как следует. Однако же, непременным условием этого во всех случаях является желание, исходящее из самых глубин его внутреннего мира, непритворно живущее в нём и ни на миг не угасающее. Человек должен воспылать томлением по утраченной свободной воле. И даже если ему пришлось бы потратить на её возрождение всё своё земное бытие, он всё-таки не прогадал бы, ибо более насущной задачи у него просто нет! Возрождение мы могли бы назвать извлечением из-под спуда или очищением от наслоений – это в точности одно и то же.

До тех пор, однако же, пока человек лишь размышляет об этом, сопоставляя различные доводы, он ничего не добьется. Величайшие усилия и ангельское терпение ни в коем случае ни к чему не приведут, ибо размышляя и сопоставляя доводы, он никогда не выйдет за рамки пространства и времени, то есть никогда не доберётся туда, где кроется решение проблемы. А так как размышления и сопоставления доводов считаются в настоящее время основным методом исследования, то надежды на продвижение вперёд просто нет, за исключением тех случаев, когда дело касается чисто земных проблем. Единственная надежда состоит в том, что люди подойдут к вопросу совершенно по-другому.

Не теряйте понапрасну времени, отпущенного на земное бытие! Думайте о том, что величие поворотного пункта всегда сопряжено с полнотой ответственности!

Ребенок является "несовершеннолетним" и в духовном плане, так как в нём ещё не пробудилась сексуальная Сила, обеспечивающая Связь Духовного с вещественным. Только с того момента, когда Сила Эта вступит в свои права, его ощущения обретут мощь, позволяющую им пронизывать вещественное Творение, оказывая решающее влияние на ход событий, преобразуя и создавая новые формы. Тем самым именно в этот момент подросток самодвижущимся образом принимает на себя всю полноту ответственности. В более раннем возрасте и взаимодействие обладает меньшей силой, так как способность к ощущению проявляется значительно слабее. А посему при первом воплощении* (Вступление в земное бытие) на Земле конкретная карма ещё не играет определяющей роли. Она всего лишь принимается в расчёт при определении того, при каких именно обстоятельствах произойдёт рождение младенца. Обстоятельства эти должны помочь духу разобраться в своих собственных качествах и тем самым способствовать Искуплению кармы в течение земной жизни. Судя по всему, точки притяжения однородных духовных субстанций играют в этом большую роль. Всё это, однако же, – всего лишь бледная тень грядущих событий. По-настоящему мощная, далеко идущая карма начинается только тогда, когда сексуальная Сила вступает в Связь с Духовной Энергией человека, в силу чего он не только становится полноценной составной частью вещественного, но и может намного превзойти его во всех отношениях, если только займет правильную позицию.

До этого момента ни тьма, ни зло не в состоянии непосредственно подступиться к человеку. Ребёнка предохраняет от этого неполнота связи с вещественностью. Он как бы отделён, ибо мост ещё не наведён.

А посему многим слушателям станет теперь понятнее, по какой именно причине дети гораздо лучше защищены от воздействия Зла, нежели взрослые – это ведь общеизвестно. Однако же, вполне естественно, что мост, воздвигнутый вступившей в свои права сексуальной Силой, может послужить не только для того, чтобы по нему прошел достигший зрелости человек-воитель, но и для того, чтобы к нему подступились иные силы, если сам он утратит бдительность. Но это, в свою очередь, может случиться лишь после того, как человек уже будет наделён необходимой ему силой противодействия. Просто не бывает так, чтобы в какой-то момент возникло неравенство сил, извиняющее его поведение.

Тем самым непомерно возрастает ответственность родителей! Горе тем, кто лишает своих собственных детей возможности стряхнуть с себя карму и воспарить – неуместными насмешками, неправильным воспитанием или даже дурными примерами, к которым относится и карьеризм в какой бы то ни было области. Искушения и соблазны земной жизни и без того не дремлют. Подрастающему человеку не объясняют, каким могуществом он, собственно говоря, наделён, в результате чего он либо вообще не пользуется им, либо пользуется в недостаточной мере, либо расточает его самым безответственным образом. Бывает и так, что человек находит ему неправедное, дурное применение.

Именно невежество делает карму неизбежностью, и она вступает в свои права, набирая силу и оказывая влияние в предваряющей эманации, находящей своё выражение в той или иной склонности. Тем самым в моменты принятия решений карма ограничивает свободную волю в собственном смысле слова, порабощая её. В результате большинство нынешнего человечества не может более пустить в ход свободную волю. По своей собственной вине люди надели на себя путы, заковали себя в цепи, отдали себя в рабство. Люди ведут себя ребячески и просто недостойно, пытаясь отринуть от себя мысль о безусловной ответственности, да ещё и упрекая Творца в несправедливости! Как смехотворно звучит утверждение, что у них вообще нет самостоятельной свободной воли и что вместо этого их ведут, передвигают с места на место, обтесывают, лепят, они же сами, дескать, ничего не могут с этим поделать.

А им бы надлежало хоть раз, хоть на мгновение осознать, в какой жалкой роли они, собственно говоря, выступают, ведя себя подобным образом. Им надлежало бы прежде всего хоть раз по-настоящему критически оценить себя самих, отдав отчёт в том, каким могуществом они наделены, и осознав, сколь бессмысленно они расточили его в погоне за пустяками, ничтожными и преходящими. Вместо этого они возвели чепуху в ранг первостепенной важности, упиваясь ощущением собственного величия как раз в том, в чём особенно ярко проявляется их мелкотравчатость по сравнению с Истинным Предназначением человека в Творении. О нынешнем человеке вполне можно сказать, что, унаследовав Царство, он предпочитает проводить время с малолетними детьми, играя в их игры!

Само собой разумеется, что Грандиозные Силы, предоставленные в распоряжение человека, непременно сотрут его в порошок, если он не научится управлять Ими. Иначе быть просто не может.

Да пробудитесь же, наконец – давно пора! Человеку надлежит использовать без остатка то время и ту Благодать, что даруется ему в каждой земной жизни. Он и не подозревает, до какой степени назрела необходимость в этом. В тот самый миг, когда он вновь освободит порабощённую ныне волю, ему будет служить всё то, что в настоящее время, казалось бы, сплошь и рядом противостоит ему, в том числе и влияния звезд, единственное предназначение которых, независимо от рода субстанции – служить и помогать людям.

И добиться этого в состоянии каждый, каким бы тяжким грузом не повисла на нём Карма! Не беда, если кажется, что звёзды влияют по преимуществу неблагоприятно. По-настоящему неблагоприятное воздействие они оказывают лишь на порабощённую волю. Но и это одна лишь видимость, в действительности же "неблагоприятное воздействие" оборачивается Благом для того, кто уже не знает, как помочь самому себе иным способом. Он будет просто вынужден пробудиться, бодрствовать и обороняться.

Бояться излучения звёзд, однако же, неуместно, ибо сопутствующие ему явления во всех случаях суть не что иное, как нити кармы данного конкретного человека. Лучи звёзд представляют собой всего лишь каналы, по которым на человека изливается свободно парящая карма, предназначенная для него в данный момент – в той мере, в которой её род соответствует роду излучения. Иными словами, если влияние звезд неблагоприятно, то по этим каналам изольётся лишь свободно парящая карма, неблагоприятная для данного человека, род которой в точности соответствует роду излучения, и больше ничего. Так же обстоит дело и в случае благоприятного влияния. В таком концентрированном виде карма всегда сможет воздействовать на человека ощутимым для него образом. Там, однако же, где не предвидится враждебной кармы, неблагоприятное влияние звёзд также не сможет принести человеку ничего плохого. Одно неотделимо от другого. И в этом нам открывается Великая Любовь Творца. Звезды контролируют и направляют воздействие Кармы. В силу этого враждебная карма не в состоянии воздействовать на человека непрерывно, так как ей приходится время от времени давать ему передышку. Дело в том, что излучение звёзд непостоянно, так что зловредная карма не может воздействовать в то время, когда излучение благоприятно! Ей приходится приостановиться в ожидании нового потока неблагоприятного излучения, так что окончательно раздавить человека становится значительно труднее. Если даже поблизости от предназначенной данному человеку враждебной кармы и не парит добрая карма, что могла бы проявить себя при благоприятном излучении звёзд, то и тогда его старания хотя бы перерываются на некоторое время под воздействием излучения подобного рода.

Иначе говоря, и в данном случае одно колесико Механизма Событий сцеплено с другим. Одно не только влечёт за собой другое в строгой последовательности, но и контролирует его, обеспечивая правильность хода Гигантского Часового Механизма. Со всех сторон зубчатые колесики тщательнейшим образом пригнаны друг к другу, приводя всё в движение, обеспечивая дальнейшее поступательное развитие.

Посреди же Всей Этой Совокупности пребывает человек, наделённый необъятной властью – задавать направление движения Этого Грандиозного Часового Механизма своим волением. Власть эта, однако же, дана ему лишь в том, что касается его самого! Механизм Событий может как вознести, так и низринуть его. Конечный результат зависит исключительно от его собственной позиции.

Однако же, Часовой Механизм Творения устроен не из жесткого материала. Напротив, его отдельные части суть живые существа и исполненные жизни формы, и именно поэтому общее впечатление от их взаимодействия столь грандиозно. С другой стороны, Всё Это Дивное Прядение служит человеку и лишь ему одному, оказывая ему помощь, служа ему до тех пор, пока он сам не становится поперёк дороги, занимаясь ребяческим расточительством вверенной ему власти или находя ей ложное применение. Он должен сообразовать свои действия совсем иначе, дабы, наконец, стать тем, чем ему надлежит быть. Настоящее послушание есть не что иное, как понимание! Тот, кто служит, оказывает помощь, а тот, кто оказывает помощь, владычествует. За короткое время всякий может освободить свою волю, а именно свободной ей и надлежит быть. Как только изменится твой внутренний мир, всё вокруг тебя будет выглядеть по-другому.

Но для тысяч, сотен тысяч, для миллионов людей будет слишком поздно, ибо они не хотят жить по-иному. Ведь вполне естественно, что машина разлетается вдребезги, если неправильно воспользоваться энергией, предназначенной для того, чтобы дать ей возможность выполнить полезную для всех работу.

Когда же пробьёт Час, все те, кто промедлил, вдруг вновь вспомнят о том, что надо молиться. Им, однако же, уже не суждено будет обрести Правую Молитву – а ведь Она Одна ещё могла бы прийти им на помощь. Осознав свой провал, они придут в отчаяние, и тут же начнут обвинять и проклинать, утверждая, что Бога нет, коль скоро Он допускает подобное. Они не захотят поверить ни в Железную Справедливость, ни в то, что обладали властью изменить всё, и притом своевременно. Не вспомнят они и о тех, кто неоднократно объяснял им всё это.

Всё, на что они способны – это проявлять ребяческое упрямство, требуя, чтобы Бог явил Себя Любвеобильным и Всепрощающим в том смысле, в котором это им угодно. Лишь в этом они согласны признать Его Величие! Но как же в таком случае должен был бы, согласно их представлениям, Бог Этот поступить с теми, кто всегда всерьёз искал Его, но именно за это подвергался оскорблениям, насмешкам и преследованиям со стороны тех, кто теперь ждёт от Него Прощения?

Глупцы эти слепы и глухи, ибо никогда не желали ни видеть, ни слышать. Они не только стремятся к Погибели, но и прилагают все усилия к тому, чтобы обеспечить свою собственную Погибель. Предоставьте их Тьме – именно туда они упорно стремятся в своем упрямом всезнайстве. Они не исправятся, пока не переживут всего на собственном опыте. А посему Тьма станет для них самой лучшей школой. Настанет, однако же, День и Час, когда и этот путь станет непроходимым, ибо не достанет более времени на то, чтобы, всё пережив и всё познав, успеть вырваться из Тьмы и воспарить. Именно по этой причине вам давно пора всерьёз приняться за постижение Истины.


—————
Список докладов

На главную