Зри в корень...
|
21. БорьбаДо сих пор о решительном противостоянии двух мировоззрений ещё не могло быть и речи. Следовательно, выражение "борьба" неудачно выбрано для определения того, что в действительности происходит между рассудочными людьми и всерьёз ищущими Истину. Всё, имевшее место до сих пор, заключалось в односторонних нападках рассудочных людей, которые любому объективному наблюдателю должны показаться явно необоснованными, а подчас и смешными. Все, кто стремятся к дальнейшему развитию в чисто духовном плане, даже при тихом и сдержанном поведении, подвергаются издевательствам, нападкам и даже преследованиям самого серьёзного характера. Всегда находится кто-нибудь, кто насмешками или силой пытается оттащить назад стремящихся к духовному восхождению, низвергая их в тупую дремотность или всеобщее лицемерие масс. Многим из них выпала подлинно мученическая доля, ибо на стороне рассудочных людей были не только массы, но к тому же и земная власть. Что могут принести эти люди, явствует уже из одного слова "рассудок". Это означает, что способность к постижению сужается и ограничивается чисто земной сферой, то есть ничтожной частью собственно бытия. Легко понять, что это не может дать ничего совершенного и вообще ничего хорошего человечеству, чьё бытие в основном проходит в сферах, которые рассудочные люди сами для себя сделали недоступными. Особенно, если учесть, что как раз крошечная земная жизнь должна стать значительным поворотным пунктом для всего бытия и, следовательно, повлечь за собой решительное вмешательство в другие сферы, совершенно непостижимые для рассудочных людей. В результате чрезвычайно возрастает ответственность и без того уже низко павших рассудочных людей; она становится тем тяжёлым бременем, которое с нарастающей скоростью влечёт их к избранной цели, дабы они вкусили, наконец, от плодов того, о чём настойчиво и самонадеянно вещали. Под рассудочными людьми следует понимать тех, кто безоговорочно подчинился своему собственному рассудку. Как ни странно, уже тысячелетия они считали, что обладают безусловным правом навязывать свои ограниченные убеждения законом и силой также и тем, кто хотел жить согласно иным убеждениям. Эта совершенно нелогичная самонадеянность зиждется, в свою очередь, только на том, что способность к постижению у рассудочных людей ограничена, и она не в состоянии воспарить выше. Как раз это ограничение даёт им так называемую высшую точку постижения, из-за чего в воображении неизбежно возникает такое зазнайство, ибо они думают, что действительно стоят на последней вершине. Для них самих дело так и обстоит, так как дальше следует граница, которую они не смогут преодолеть. За их нападками на ищущих Истину, так часто необъяснимо злобными, при ближайшем рассмотрении ясно виден бич мрака. Редко можно обнаружить в этих нападках признаки честных устремлений, что могли бы хоть как-то извинить их неслыханное поведение. В большинстве случаев это безудержная злоба, чуждая всяческой истинной логике. Давайте-ка спокойно рассмотрим эти нападки. Как редко встречается полемическая статья, содержание которой обнаруживало бы попытки действительно объективного разбора речей или сочинений людей, ищущих Истину. Вызывающе бессодержательная низкопробность нападок примечательна именно тем, что их авторы никогда не придерживаются самого предмета! Это всегда явные или косвенные поношения личности ищущего Истину. Так поступает только тот, кому по существу предмета возразить нечего. Ищущий Истину или носитель Истины предъявляет читателям не себя лично, а несёт слово своё. Проверке должно быть подвергнуто слово, а не личность! Постоянные попытки вначале оценить личность и лишь затем подумать о том, стоит ли прислушаться к её словам, характерны для рассудочных людей. Узко ограничив свою способность к постижению, они нуждаются в подобной внешней опоре. Им приходится цепляться за формальности, чтобы не запутаться. Это и есть воздвигнутый ими, непригодный для человека карточный домик, сильно мешающий продвижению вперёд. Если бы у них была крепкая внутренняя опора, то они попросту опровергли бы факты фактами, не касаясь при этом личностей. А этого они не могут, избегают умышленно, потому что чувствуют, а иной раз и знают, что на справедливо организованном турнире они будут выбиты из седла. Часто используемое ироническое указание на "проповедников-дилетантов" или "дилетантское истолкование" есть лишь проявление настолько смешного самомнения, что любой серьёзный человек тотчас же ощутит, что "здесь понадобился щит, чтобы судорожно прикрыть собственную пустоту, спрятав её за солидной вывеской". Неуклюжая стратегия, которой долго не продержаться. Её цель в том, чтобы ищущих Истину – поскольку они могут стать неудобными – с самого начала поставить на более низкую ступень, если вообще не высмеять их, или, по меньшей мере, отнести к классу "шарлатанов", которых не стоит принимать всерьёз. Таким способом пытаются не допустить, чтобы кто-либо вообще серьёзно относился к словам. Диктуется же такая линия поведения отнюдь не заботой о защите других людей от ложного учения, препятствующего внутреннему восхождению, а безотчётным страхом утратить влияние. Тогда они будут сами вынуждены вникнуть в явления глубже, чем до сих пор, изменить многое из того, что было доныне удобным и должно было считаться непререкаемым. Именно это частое указание на "дилетантов", эта странная манера смотреть свысока на тех, кто благодаря своему более чуткому и более свободному от каких-либо влияний ощущению ближе к Истине, кто не оградил себя непроницаемыми стенами рассудочных форм, вскрывает ту слабость, опасность которой понятна каждому мыслящему человеку. Приверженец таких воззрений с самого начала исключается из числа тех, кто может быть учителем и духовным наставником, свободным от каких-либо влияний. Уже по этой причине такой приверженец дальше от Бога и его деятельности, чем кто-либо иной. Ни знание истории развития религии со всеми заблуждениями и ошибками, ни рассудочное толкование Библии и прочих ценных письменных источников различных религий не приближает людей к Богу. Рассудок был и останется привязанным к пространству и времени, то есть привязанным к земле, в то время как Божество, а стало быть, познание Бога и его Воли возвышается над пространством и временем и всем преходящим. Вот почему оно никогда не сможет быть понято узкоограниченным рассудком. По этой простой причине рассудок не призван внести ясность в вопрос о вечных ценностях. Это противоречило бы само себе. И тот, кто в этих делах кичится университетской квалификацией, взирает свысока на людей, свободных от каких-либо влияний, сам обнаруживает несостоятельность и ограниченность. Мыслящие люди тотчас же ощутят эту односторонность и сами будут остерегаться того, кто таким способом призывает их к осторожности! Только призванные могут быть истинными учителями. Призванные – это те, что несут в себе такую способность. Способности же эти не требуют высшего образования, для них важны вибрации утончённого ощущения, которым дано подняться над пространством и временем, то есть над границами постижения земного рассудка. Кроме того, каждый внутренне свободный человек всегда будет оценивать предмет и учение исходя из того, что оно несёт, а не из того, кто его носитель. Опирающийся на последний критерий подтверждает свою полную несостоятельность, и хуже этого ничего не бывает. Золото останется золотом, независимо от того, в чьей оно руке – князя или нищего. Этот непреложный факт, однако, упорно пытаются не замечать именно там, где речь идёт о главных ценностях духовного человека. Разумеется, столь же безуспешно, как и в случае с золотом. Ибо таким отвлекающим манёвром не повлиять на действительно серьёзно ищущих. Они проверяют положение дел сами. Те же, что поддаются подобному влиянию, не созрели ещё для восприятия Истины – она и не для них. Однако недалёк час, когда начнётся борьба, которой до сих пор не было. С односторонностью будет покончено, грядёт решительное противоборство, которое уничтожит всяческое ложное самомнение. —————
|