Зри в корень...


Список докладов


3. Детская Непосредственность

Слово "по-детски" – это выражение, которое люди, говоря в необдуманной и высокомерной манере, в большинстве случаев употребляют неверно.

Вследствие парализующей лености духа выражение это не может быть прочувствовано с такой Полнотой, чтобы быть правильно осмысленным. А тот, кто не осмыслил Это Понятие во всей Его Полноте, никогда не сможет правильно Им воспользоваться.

И тем не менее, именно Детская Непосредственность дарована людям в качестве прочного помоста для Восхождения к Сияющим Высотам обретения Зрелости Духа каждым индивидуумом и Совершенствования для Вечного Бытия в этом Творении – Обители Бога-Отца, предоставленной Им в распоряжение людей, если... они пребудут в Ней желанными Ему гостями. Гостями, что не творят бед в милостиво переданных в их пользование Сферах со всегда изобильно накрытыми столами.

Но как же далёк ныне человек от так необходимой ему Детской Непосредственности!

А ведь без Неё он не сможет достичь ничего для Своего Духа. Дух должен обладать Детской Непосредственностью; ибо он, даже достигнув Полной Зрелости, есть и будет Дитя Творения.

Дитя Творения! Здесь заложен Глубокий Смысл; ибо он должен превратиться в Дитя Божье. Достижение Этой Цели зависит исключительно от уровня Познания, которым он волен овладеть в своих скитаниях сквозь всё Вещественное.

Это Устремление должно, однако, проявиться в деянии. В Духовных Сферах воля равнозначна деянию. Воля и Деяние составляют там нерасторжимое Единство. Но так происходит только на Духовных Уровнях, не в Вещественных. Чем плотнее и тяжелее вещественный Уровень, тем отдаленнее деяние от воли.

О парализующем воздействии плотности свидетельствует уже звук, вынужденный в движении своём пробиваться сквозь вещественное, задерживающее его по роду своей плотности. Это ясно обнаруживается уже на небольшом расстоянии.

Если некто колет дрова или забивает гвозди в балку на какой-нибудь стройке, мы ясно видим как он ударяет по своему инструменту, в то время, как звук доходит до нас лишь через несколько секунд. Это настолько общеизвестно, что каждый человек раньше или позже испытал это.

Подобно этому, но гораздо сложнее, соотношение между волей и деянием земного человека. Воля вспыхивает в Духе, мгновенно превращаясь там в Деяние. Однако для того, чтобы она зримо воплотилась в Грубо-вещественном, необходимо, кроме того, грубо-вещественное тело. Только в импульсе каждое тело действует через считанные секунды после вспышки воли. При этом отпадает длительная работа переднего мозга, задачей которого обычно является посредничество на пути от воли к деятельным функциям тела.

Как правило, этот путь занимает несколько большее время. Порою деяние очень слабо выражено или вообще не происходит, ибо воля ослабела на этом долгом пути или была окончательно подавлена копающимся в себе рассудком.

При рассмотрении этого момента я хотел бы сделать некое, собственно говоря, не относящееся к данному аспекту замечание. Часто пренебрегают отчётливо проявляющимся в человеческой деятельности воздействием Закона Творения о Притяжении Родственного.

Законы, регулирующие земное человеческое существование, выработаны земным рассудком и им же проводятся в жизнь. И поэтому выношенные рассудком планы, то есть преднамеренные деяния, наказуются как таковые строже и оцениваются отрицательнее, чем деяния, совершенные в состоянии аффекта, то есть непреднамеренные. В большинстве случаев за этими последними признаются смягчающие обстоятельства.

В этом заключается некая, для человека незаметная, взаимосвязь, состоящая в однотипности функционирования рассудка под гнётом Закона Творения для всех тех, кто падает ниц перед рассудком. Таким здесь всё ясно.

Тем самым, не ведая о том, большая часть искупления вины за совершенный в состоянии аффекта проступок возлагается на Духовную Сферу. Законодатель и судья и не подозревают об этом, ибо исходят из совсем других, чисто рассудочных предпосылок. Однако при более глубоком размышлении и знании Действующих Законов Творения всё это предстаёт перед нами в совершенно ином освещении.

Несмотря на это, Животворящие Законы Божьи действуют в Творении Абсолютно Имманентно, проявляясь и в других земных приговорах и суждениях и при этом не испытывая ни малейшего воздействия земных человеческих законов и понятий. Ни одному серьёзно мыслящему человеку не придёт ведь на ум, что наказание за действительный, а не вымышленный людьми проступок, присуждённое и применённое на основании земных человеческих установлений рассудка, может быть тотчас же снято перед Лицом Законов Божьих!

Уже тысячелетиями существуют два как бы разделённых мира, поделённых деянием и помышлением человека – а ведь они должны быть единым миром, управляемым только Законами Божьими.

Искупление посредством такого земного наказания может последовать только в том случае, когда законы и наказания полностью согласуются с Божественными Законами Творения. Существуют, однако, аффекты двоякого рода. Во-первых, описанные нами, которые, собственно говоря, надлежало бы назвать импульсами; а кроме того, аффекты, вспыхивающие в переднем мозге, то есть аффекты, возникающие не в Духе, но принадлежащие к разделу рассудка. Эти аффекты тоже непреднамеренны, но тем не менее поступки, совершенные в результате таких аффектов, не заслуживают такого же снисхождения, как следствия аффектов-импульсов.

Но точно установить в этом справедливую градацию смогут только те, кому ведомы все Законы Божьи в Творении и их Проявления. Это пока что удел грядущего, где не будет более места для актов человеческого произвола, ибо люди достигнут такой Зрелости Духа, которая во всех их деяниях и помышлениях удержит их в пределах Законов Божьих.

Это отступление – лишь тема для размышлений, и оно не является непосредственной целью настоящего доклада.

Отметим только, что воля и деяние составляют в Духовной Сфере единое целое, разделённое, однако, в вещественных уровнях природой вещества. Поэтому Иисус и сказал некогда людям: Дух стремится, а плоть немоществует. То есть плоть, под которой здесь понимается грубо-вещественное тело, воплощает в деяние не всё то, что уже было волей и деянием в Духе.

Однако и на Земле, пребывая в грубо-вещественном обличье, Дух мог бы принудить к тому, чтобы из Его Воления всегда возникало грубо-вещественное деяние, не будь он для этого слишком косным. Он не может возложить Ответственность за эту леность на тело; ибо тело дано каждому Духу только как инструмент, который он должен научиться подчинить себе, чтобы правильно пользоваться им.

Итак, Дух есть Дитя Творения. И он должен быть в этом отношении детски непосредственным, если желает выполнить ту Задачу, которая предназначена ему в Творении. Гордыня рассудка вынудила его отдалиться от Детской Непосредственности, ибо он не мог "осознать", чем Она является на деле. Поэтому он утратил Опору в Творении, которое для того, чтобы сохранить Здоровье, должно теперь изгнать его как чужеродный, нарушающий спокойствие и вредоносный элемент.

И так и будет – своими ложными деяниями и помышлениями человечество само выроет себе могилу.

На Рождество я уже говорил о том, как примечательно, что каждый человек, который хочет хоть однажды, по-настоящему, испытать воздействие Рождественского Праздника, должен вначале постараться вернуться к ощущениям своего детства.

И это достаточно Отчётливый Знак того, что, будучи взрослым, он вовсе не способен пережить Рождественский Праздник в Ощущении. И это ясное Доказательство того, что им утрачено Нечто, чем он обладал, когда был ребёнком! Почему люди не задумываются над этим!

И опять-таки, именно косность Духа препятствует людям правильно понять явления. "Это для детей", – думают они, – "а у взрослых совсем нет времени! У них есть размышления посерьезнее".

Под этим "более серьёзным" они разумеют погоню за земными благами, то есть деятельность рассудка! Именно рассудок оттесняет в давно ушедшее воспоминания, чтобы не утратить приоритета, – а это произойдёт, если дать волю ощущениям!

В этих кажущихся мелкими фактах можно было бы усмотреть нечто очень значительное, если бы только рассудок отпустил на это время. Но ведь первенство именно за ним, и он отстаивает его со всею хитростью и коварством. На самом деле, конечно, борется не он сам, а то, что использует рассудок в качестве инструмента и скрывается за ним: Тьма.

Она не позволяет найти Свет в воспоминаниях. А как жаждет дух обрести Этот Свет, с тем, чтобы почерпнуть из Него Новые Силы, вы знаете уже из того, что с воспоминаниями о Рождестве детских лет пробуждается некая призрачная, чуть ли не болезненная Тоска, что ненадолго смягчает многих.

Это смягченное умонастроение становится лучшей почвой для Пробуждения, если оно используется тотчас же и со всей силой! Однако, к сожалению, взрослые приходят к этому только в грёзах, а возносящая их Сила при этом растрачивается и рассеивается. И в пустых грёзах момент этот проходит бесплодно, без пользы и применения.

Даже если кое-кто из людей и обронит при этом несколько слезинок, он устыдится этого, постарается скрыть их, возьмёт себя в руки одним рывком, в чём так часто проявляется неосознанное упрямство.

Как много могли бы люди извлечь из всего этого. Не напрасно вплетается в воспоминания детства нежная грусть. Это неосознанное ощущение того, что утрачено Нечто, оставившее после себя некий вакуум – неспособность чувствовать по-детски.

Вы сами, конечно, не раз замечали, как прекрасно и вдохновляюще действует одно лишь безмолвное присутствие такого человека, взор которого время от времени излучает Детскую Непосредственность.

Взрослые не должны забывать, что Детская Непосредственность не есть ребячество. Но вы, однако, не знаете, почему Детская Непосредственность обладает Такой Силой, и что Она вообще собой представляет! И почему Иисус сказал: Будьте как дети!

Чтобы проникнуть в суть того, что есть Детская Непосредственность, вы должны уяснить себе, что Она не есть нечто, присущее исключительно ребёнку. Несомненно, вы сами знаете детей, лишённых как раз прекрасной сути Детской Непосредственности! Итак, есть дети без Детской Непосредственности! Коварный ребёнок никогда не будет поступать по-детски, равно как и плохо воспитанный, то есть – невоспитанный!

Из этого ясно следует, что Детская Непосредственность и дитя суть два различных аспекта.

То, что в земной жизни называется Детской Непосредственностью – производное от Чистоты! Чистоты в Высшем, не только человечески-земном Смысле. Человек, живущий в Лучах Божественной Чистоты, человек, в котором есть место Лучам Чистоты, достиг тем самым и Детской Непосредственности, будь то в детском возрасте или во взрослом состоянии.

Детская Непосредственность – это результат Внутренней Чистоты или знак того, что такой человек предан Чистоте, служит Ей. Всё это только различные обороты речи, равнозначные по своей сути.

Итак, только Внутренне Чистый ребёнок может поступать по-детски – и только такой взрослый, который хранит в себе Чистоту. Поэтому и действует он вдохновляюще и живительно; и вызывает доверие!

И там, где присутствует Истинная Чистота, может укрепиться и Истинная Любовь; ибо Божественная Любовь действует в Лучах Чистоты. Свет Чистоты есть Тот Путь, по Которому Она ступает. Она не была бы в состоянии идти другим Путём.

К тому, кто не вобрал в себя Свет Чистоты, никогда не будет иметь доступа Свет Божественной Любви!

Человек, однако, отрешился от Детской Непосредственности, уклонившись от Света своим односторонним рассудочным мышлением, которому он пожертвовал всем, что могло бы возвысить его; тем самым он прочно приковал себя тысячью цепей к этой Земле, то есть к Грубой Вещественности, которая будет держать его в своей власти до тех пор, пока он сам не освободится от неё, что не может произойти в земной смерти, но только в Духовном Пробуждении.


—————
Список докладов

На главную