Зри в корень...
Список докладов



61. Заблуждения

В поиске устремляет иной человек взор к Свету и Истине. Желание-то его велико, однако ему очень часто не хватает серьёзного воления! Более половины всех ищущих – не настоящие. Они привносят в поиск своё собственное, устоявшееся мнение. Если же необходимо лишь немного изменить его, то они гораздо охотнее отказываются от всего нового для них, даже если в нём сокрыта Истина.

Тысячам придётся пасть по этой причине, ибо, запутавшись в ошибочных убеждениях, они лишили себя свободы движения, которая необходима им, чтобы взмыть ввысь и спастись.

Всегда отыщется некая толика считающих себя уже постигшими нужное. Они не намереваются после услышанного и прочитанного подвергнуть и себя строгой проверке.

К подобным я, разумеется, не обращаюсь!

Не обращаюсь я и к церквам или партиям, к орденам, сектам или объединениям, но лишь во всей простоте к человеку как таковому. Я не помышляю о ниспровержении существующего, ибо я строю, восполняю ответами до сих пор нерешённые вопросы, которые непременно возникают у каждого, как только он лишь немного задумывается.

От каждого из моих слушателей требуется лишь одно основное условие: серьёзность в поисках Истины. Ему надлежит подвергнуть проверке и оживотворить в себе слова, не принимая в расчёт личность говорящего. Иначе пользы ему не будет. Все, не стремящиеся к такому поиску, напрасно потратят время, и только.

Трудно поверить, с какой наивностью громадное большинство человечества судорожно цепляется за своё невежество, не желая знать ровным счётом ничего о собственном происхождении, сущности и предназначении!

Рождение и смерть, неразделимые полюса всего земного бытия, не должны бы для людей быть тайной.

Воззрения тех, кто желает разъяснить, что же составляет ядро человеческой сущности, грешат непоследовательностью. Это следствие болезненной мании величия обитателей Земли, их ни на чём не основанное хвастовство якобы Божественным ядром своей сущности!

Взгляните на людей! Отыщется ли в них Божественное? Это безрассудное утверждение следовало бы назвать богохульством, ибо оно означает принижение Божественного.

В человеке не сокрыто и капли Божественного!

Это воззрение – всего лишь болезненное высокомерие, причина которого – сознание собственной неспособности понять и постичь. В состоянии ли человек честно признаться, что такая вера стала для него убеждённостью? Задающий этот вопрос всерьёз самому себе непременно даст на него отрицательный ответ. Он точно чувствует, что это лишь стремление, желание, но отнюдь не уверенность, что он несёт в себе Божественное! Совершенно правильно говорят об искре Божьей, которую человек несёт в себе. Но эта искра Божья – дух! Она не является частицей Божественности!

Говоря "искра", мы выражаемся совершенно верно. Искры развиваются и разлетаются, не взяв с собой и не неся в себе ничего от природы своего создателя. Так и в данном случае. Искра Божья сама – не Божественна.

Там, где допускаются подобные ошибки уже относительно источника бытия, неудача во всём становлении неизбежна! Если я построил на ложном фундаменте, то всё здание рано или поздно зашатается и рухнет.

Ведь источник является опорой всего бытия и становления любого и каждого! Человек же, как бывает, пытается ухватиться за то, что находится далеко за пределами его источника, простирает руку к недосягаемому и теряет тем самым всякую опору вполне естественным образом.

Если я, к примеру, ухвачусь за ветку дерева, земной качественный состав которой является родственным природе моего земного тела, то эта ветка послужит мне опорой, поэтому с её помощью я смогу взобраться наверх.

Если же я ухвачусь за нечто над веткой, за воздух, то его иной качественный состав не послужит мне опорой, а стало быть ... я не смогу взобраться наверх! Это ведь очевидно!

Точно так же обстоит дело и с внутренней сущностью человека, которую называют душой, а её ядро – духом.

Если этот дух хочет получить необходимую опору из своего источника – а в ней он нуждается – то, разумеется, он не должен пытаться ухватиться за Божественное. Это будет неестественно; ведь Божественное находится слишком высоко над ним и имеет совсем иную сущность!

И всё-таки в своём воображении он стремится соединиться с тем местом, достичь которого не сможет никогда, тем самым он прерывает естественный ход событий. Подобно воздвигнутой плотине, его ложное желание препятствует притоку необходимой ему силы, исходящей из его источника. Он сам отрезает себя от этого.

А посему – долой подобные заблуждения! Только тогда человеческий дух сможет проявить себя во всей полноте тех сил, о которых он сегодня ещё и не подозревает, оставляя их без внимания, и стать тем, кем он может и должен быть – господином в творении! Подчеркнём, однако же, только в творении, но не над ним.

Только Божественное пребывает надо всем творением. —

Сам Бог, источник всякого бытия и жизни, как говорит уже само слово, божествен! Человек же, как известно, сотворён Его Духом!

Человек, следовательно, происходит не непосредственно от Бога, но от Его Духа! Божественное и духовное – не одно и то же, ибо Дух есть Воля Божья. И только из этой-то Воли, а не из самой Божественности, и возникло первое творение! Постараемся придерживаться пока этого простого факта, и тогда мы сможем лучше понять дальнейшее.

Представим себе теперь для сравнения нашу собственную волю. Она есть проявление, а не часть человека, иначе он со временем растворился бы в многочисленных проявлениях собственной воли. От него не осталось бы вообще ничего.

Не иначе обстоит дело и с Богом! Его Воля создала рай! Однако Воля его есть Дух, именуемый "Духом Святым". Рай, в свою очередь, был лишь произведением Духа, но не частью его самого. В этом лежит новая ступенчатость, направленная вниз. Творческий Дух Святой, то есть живая Воля Божья, не растворилась в своём творении. Более того, она не даровала ему ни единой частицы себя самой, а сама осталась всецело вне творения. Библия говорит об этом с полной ясностью и отчётливостью: "И Дух Божий носился над водами", но не Бог собственной персоной! В этом есть ведь определённое различие. Итак, человек не несёт в себе ничего от самого Духа Святого, но лишь от того духа, который является произведением Духа Святого, волевым актом.

Однако вместо того, чтобы поразмышлять об этом, уже здесь изо всех сил стремятся образовать зияющий пробел! Обратите внимание хотя бы на общеизвестный взгляд на первое творение, то есть рай! Согласно этому взгляду, он должен быть непременно на этой Земле. Тем самым крохотный человеческий рассудок втиснул процессы, для которых необходимы миллионы лет, в свои узко ограниченные пространственно-временные рамки, объявив себя центром и осью всех мировых свершений. В результате этих ложных представлений он тут же потерял путь к истинному источнику жизни. Этому ясному пути, который для него уже был необозрим, ему необходимо было найти в своих религиозных воззрениях замену, иначе пришлось бы именовать самого себя источником всякого бытия и жизни, то есть Богом. Такой заменой служило ему до сих пор выражение "вера"! И от слова "вера" страдает и поныне всё человечество! Более того, таинственное слово, которое должно было восполнить всё утерянное, стало для человечества подводным камнем, приведшим к полному провалу!

Верой довольствуется лишь тот, кто ленив и инертен. С помощью веры могут утверждаться также насмешники. А само слово "вера", истолкованное ложно, стало шлагбаумом, преграждающим ныне путь дальнейшему развитию человечества.

Вера не вправе служить покрывалом, великодушно маскирующим косность мышления, обволакивающим и парализующим дух человеческий подобно сонной болезни! В действительности, вера должна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, точнейшей проверки!

Там, где остаётся хоть один пробел, хоть одна неразгаданная загадка, там невозможна убеждённость. Ни один человек не может обладать истинной верой, пока в нём остаётся открытым хотя бы один вопрос.

Уже в самом выражении "слепая вера" кроется нечто нездоровое!

Вера должна быть живой, как и требовал некогда Христос, иначе она теряет смысл. Жизненность же обозначает бодрствование, взвешивание и проверку! А вовсе не тупое принятие на веру чужих мыслей. Верить слепо означает ведь, вне всякого сомнения, не понимать. Но то, чего человек не понимает, не может принести ему ни малейшей духовной пользы, ибо, не будучи понятым, оно не может ожить в нём.

А то, что не пережито им до конца в себе самом, никогда не станет его собственным! Но ведь только то, что стало его собственным, поднимет его ввысь.

В конце концов, никто не может шагать по дороге, продвигаясь по ней, если она усеяна зияющими расщелинами. В духовном плане человек неизбежно застрянет там, где знание не поведёт его дальше. Факт этот неопровержим и весьма прост для понимания. Итак, стремящийся продвинуться вперёд да пробудится духовно!

Во сне вообще невозможно вступить на путь, ведущий к Свету Истины! Точно так же нельзя добиться этого, если на глазах повязка или пелена.

Творец желает, чтобы люди в творении были зрячими. Быть зрячим же означает быть знающим! А знание не совмещается со слепой верой. В ней лишь косность, леность мысли, но вовсе не величие!

Преимущество, связанное со способностью мыслить, возлагает на человека также обязанность проверять!

Чтобы всего этого избежать, великого Творца просто-напросто подвергли умалению, приписав ему акты произвола в доказательство его всемогущества.

Тот, кто стремится хоть немного мыслить, неизбежно обнаружит и здесь серьёзную ошибку. Акт произвола предполагает возможность обойти существующие законы природы. Там, однако, где возможно такое, отсутствует совершенство. Ибо там, где есть совершенство, не может происходить никаких изменений. Тем самым большая часть человечества ошибочно полагает всемогущество Бога в том, что при более глубоком размышлении обращается в доказательство несовершенства. И в этом корень многих бед.

Воздайте Богу честь совершенства! В этом вы отыщете ключ к неразгаданным загадкам всякого бытия. —

Моё стремление – привести к этому ищущих всерьёз. Вздох облегчения пройдёт по рядам всех ищущих Истину. В конце концов, они радостно придут к познанию, что во всех мировых свершениях нет ни одной тайны, ни одного пробела. И тогда ... они ясно увидят перед собой путь к восхождению. Им нужно будет только шагать по нему. —

Мистика* (тайное учение) не имеет права на существование в совокупном творении! Для неё в творении просто нет места, ибо дух человеческий должен узреть с полной ясностью и без пробелов всё, вплоть до своего источника. И эта область охватывает всё творение. Только то, что находится над этим творением, само Божественное, неизбежно останется самой святой тайной для каждого человеческого духа, ибо оно находится над его истоком, который покоится в творении. Поэтому он никогда не постигнет Божественного. Даже при всём желании и при величайшем знании. Однако же эта непостижимость всего Божественного – самое естественное для человека, что только можно себе представить, ибо, как известно, ничто не в состоянии выйти за пределы, определяемые природой его источника. Это относится и к духу человеческому! Иная природа источника – всегда недоступный предел. Сущность же Божественного совсем иная, нежели духовного, которое породило человека.

Животное, к примеру, даже при наивысшем развитии его души, никогда не сможет стать человеком. Из его сущностной природы ни при каких обстоятельствах не может расцвести духовное, рождающее человеческий дух. Природа сущностного не содержит в себе ничего духовного. Человек же, произошедший из духовной части творения, никогда не сможет стать Божественным, так как духовное не обладает природой Божественного. Дух человеческий вполне способен достичь высшей степени совершенства в своём развитии, но при этом он всё-таки неизбежно останется всегда лишь духовным. Он не в состоянии превзойти самого себя и достичь Божественного. Иная сущность ставит и в этом случае совершенно естественно непреодолимое ограничение в движении ввысь. Вещественность при этом вообще не учитывается, так как она не обладает собственной жизнью, служа лишь оболочкой, движимой и формируемой духовным и сущностным.

Огромная область духа пронизывает всё творение. Поэтому человек может, должен и обязан познать и постичь творение до конца! И благодаря знанию он будет господствовать в нём. Господствовать же, даже в самой строгой форме, означает, будучи правильно понятым, только служить! —

Нигде в совокупном творении, вплоть до высочайшего духовного, нет отклонений от естественных процессов! Ведь уже благодаря этому обстоятельству всё становится каждому более знакомым. Нездоровая и тайная робость, желание спрятаться от некоторых, пока ещё неизвестных явлений, рассеиваются при этом сами собой. Естественность врывается, как струя свежего воздуха, в душный мирок мрачных призраков, культивируемых теми, кому очень хочется обрести известность. Порождения их болезненной фантазии пугают слабых, смеша сильных. Смехотворные и ребячески неуклюжие, они отступают перед проясняющимся взором, которому, в конце концов, открывается в ликовании великолепная естественность всех свершений, движущихся всегда только простыми, прямыми и чётко распознаваемыми путями.

Во всём – единство, строжайшая закономерность и порядок. И это облегчает любому ищущему великий свободный обзор вплоть до исходной точки, его истинного истока!

Он не нуждается для этого ни в утомительных исследованиях, ни в фантазии. Главное для него – это держаться подальше ото всех тех, кто в своём стремлении сделать из всего тайну желает выдать свои скудные и путаные несовершенные знания за нечто гораздо более значительное.

Всё, открывающееся человеческому взору, так просто, что часто именно из-за этой простоты люди не могут прийти к познанию, так как изначально полагают, что великому творению подобает быть куда сложнее и запутаннее.

На этом спотыкаются тысячи людей с лучшими стремлениями; в своих поисках они устремляют взоры высоко вверх, не подозревая, что нужно просто-напросто без особых усилий смотреть перед собой и вокруг себя. Тогда они увидят, что благодаря земному бытию они уже на верном пути, по которому надлежит всего лишь спокойно продвигаться вперёд! Не торопясь и не напрягаясь, но с открытыми глазами и свободным, не втиснутым ни в какие рамки мышлением! Человек должен, наконец, осознать, что истинное величие присуще лишь самым простым и естественным процессам. Что величие определяет эту простоту.

Так обстоит дело в творении, так же и в самом человеке, являющемся частицей творения!

Лишь простое мышление и ощущение способны дать ясность! Такое, каким ещё обладают дети! В спокойном размышлении человек познает, что простота в постижении равноценна ясности, а также естественности! Одно вообще немыслимо без другого. Это трезвучие, выражающее одно понятие! Берущий его за основу своих поисков с лёгкостью пробьётся сквозь туманное и запутанное. Всё искусственно придуманное превратится при этом в ничто.

Человек познает, что естественные процессы нигде нельзя приостановить, ни в одном месте прервать! И в этом проявляется также величие Бога! Нерушимая живая самодействующая творческая Воля! Ибо законы природы являются неумолимыми законами Божьими, они постоянно пребывают пред глазами всех людей, настойчиво взывая к ним, свидетельствуя о величии Творца, проявляя себя с незыблемой, не знающей исключений закономерностью! Не знающей исключений! Ибо из семени овса может вырасти снова только овёс; из пшеничного зерна – только пшеница и так далее.

Так обстоит дело и в том первом творении, что ближе всего к совершенству Творца, ибо является его собственным произведением. Основные законы закреплены в нём таким образом, что под воздействием живой Воли они самым естественным путём должны были повлечь за собой возникновение остального творения вплоть до видимых нам небесных тел. Творение становится лишь грубее, чем больше оно отдаляется в дальнейшем развитии от источника совершенства. —

Давайте-ка вначале рассмотрим творение.

Представьте себе, что вся заключённая в нём жизнь бывает лишь двоякого рода, независимо от того, в какой из его частей она находится. Один род – осознавшее себя, другой – не осознавшее себя, бессознательное. Учитывать эти два различных явления чрезвычайно важно! Это связано с "происхождением человека". Различия служат также стимулом для дальнейшего развития, для кажущейся борьбы. Бессознательное является основой всего сознательного, однако, по качественному составу они одного и того же рода. Процесс осознания себя означает прогресс и развитие для бессознательного. Оно постоянно побуждается к этому благодаря совместному существованию с сознательным.

Из самого первого творения образовались три крупных основных деления, выделившихся одно за другим в нисходящем направлении: самое верхнее и высшее является духовным царством, первозданным творением. К нему примыкает более плотное и поэтому ставшее более тяжёлым – сущностное. В последнюю очередь следует самое нижнее и в силу своей наибольшей плотности самое тяжёлое – великое царство вещественного, которое опускалось постепенно, выделяясь из первозданного творения! В результате в качестве верхнего осталось лишь чисто-духовное, ибо оно воплощало самое лёгкое и самое светлое согласно своей чистой природе. Это и есть часто упоминаемый рай, венец всего творения.

Что касается нисхождения уплотняющегося, то здесь вступает в действие закон тяжести, заложенный не только в вещественном, но и действующий во всём творении, начиная с так называемого рая вплоть до нас.

Закон тяжести имеет столь основополагающее значение, что каждый человек должен бы вбить его себе в голову; ведь это основной рычаг во всём становлении и процессе развития человеческого духа.

Я уже сказал, что эта тяжесть действует не только в земном, но и точно так же в тех частях творения, которые земные люди уже не могут видеть и называют их поэтому просто потусторонним миром.

Для облегчения понимания мне придётся разделить вещественность ещё на два подраздела: тонко-вещественное и грубо-вещественное. Тонко-вещественное – это вещественность, которая не может быть видимой земным глазом, поскольку она иного рода. И всё-таки это ещё вещественность.

Так называемый "потусторонний мир" нельзя путать с желанным раем, который является чисто духовным. Причём духовное не следует понимать как "продукт мышления", напротив, оно обладает свойствами и составом так же, как сущностное и вещественное. Итак, тонко-вещественное называют потусторонним миром просто потому, что оно находится по ту сторону способности человека видеть земным зрением. Грубо-вещественное же есть посюсторонний мир, всё земное, родственное природе наших грубо-вещественных глаз и благодаря этому видимое нами.

Человеку следовало бы отучиться считать невидимые ему вещи непостижимыми, неестественными. Всё естественно, даже так называемый потусторонний мир и ещё более отдалённый от него рай.

Точно так же, как здесь, наше грубо-вещественное тело чувствительно к своему окружению того же самого рода, в силу чего оно в состоянии видеть, слышать и ощущать его, точно так обстоит дело и в тех частях творения, качественный состав которых не похож на наш. Тонко-вещественный человек в так называемом потустороннем мире чувствует, слышит и видит только своё тонко-вещественное окружение, подобное ему по роду своему, духовный человек, который находится выше, в свою очередь, в состоянии воспринимать лишь своё духовное окружение.

Бывает, что кому-то из жителей Земли удаётся уже с помощью тонко-вещественного тела, которым он ведь обладает как и грубо-вещественным, увидеть и услышать тонко-вещественное ещё до отделения грубо-вещественного земного тела, то есть до смерти. В этом нет абсолютно ничего противоестественного.

Закону тяжести сопутствует и содействует не менее важный закон подобия.

Я уже упоминал о нём, говоря, что подобное всегда способно распознавать лишь себе подобное. Пословица "Рыбак рыбака видит издалека" и выражение "Подобное притягивается подобным" как будто списаны с этого первозданного закона. Он пронизывает всё творение наряду с законом тяжести.

В творении, кроме вышеназванных, заложен и третий первозданный закон: закон взаимодействия. Согласно ему, человеку неизбежно и безусловно предстоит пожать то, что он некогда посеял. Сеющий рожь не пожнёт пшеницы; сеющему осот не видеть урожая клевера. Точно так обстоит дело и в тонко-вещественном мире. В конечном счёте, человек никогда не пожнёт добра, если ощущал ненависть, не удостоится радости, если питал в себе зависть!

Эти три основных закона образуют краеугольные камни Божественной Воли! Они одни самодействующим образом приносят человеческому духу награду или наказание в неумолимой справедливости! Они действуют столь неподкупно в чудеснейших, тончайших градациях, что в гигантском мировом свершении немыслима малейшая несправедливость.

Под действием этих простых законов человеческий дух попадает в точности туда, куда ему и надлежит попасть соответственно своей внутренней ориентации. Ошибки при этом случиться не может, ибо эти законы могут быть приведены в действие только самым глубинным состоянием человека, а приводятся они в действие безусловно в каждом случае! Иными словами, рычагом, приводящим их в действие, служит скрытая в человеке чисто-духовная сила его ощущений! Всё прочее не играет при этом роли. По этой причине только истинное воление, ощущение человека определяет, что будет развиваться для него в незримом ему мире, куда он обязательно попадёт после своей земной смерти.

Тут не помогут никакие уловки, никакой самообман. Ему непременно предстоит пожать то, что он посеял своим волением! Более того, он приводит в движение однородные течения в иных мирах в точном соответствии с силой или слабостью своего воления – будь то ненависть, зависть или любовь. Всё это происходит совершенно естественным образом с величайшей простотой и в то же время в неумолимом действии незыблемой справедливости!

Пытающийся вдуматься всерьёз в потусторонние процессы поймёт, какая неподкупная справедливость сокрыта в этом самодвижущемся действии, увидит уже здесь непостижимое величие Бога. Богу не нужно вмешиваться, после того как он вложил свою Волю в виде законов, то есть совершенным образом, в творение.

Вновь воспаривший в духовное царство чист; ведь до этого ему пришлось пройти через самодвижущиеся жернова Божественной Воли. Это единственный путь приблизиться к Богу. А как жернова работают над человеческим духом, определяется его предшествующей внутренней жизнью, его собственным волением. Они могут, оказывая благотворное воздействие, вознести его к сияющим высотам, но могут и мучительно низринуть в кромешную тьму, а то и размолоть, вплоть до полного уничтожения. —

Вспомним о том, что при своём земном рождении человеческий дух, созревший для воплощения, уже облачён в тонко-вещественную оболочку или тело, которое ему было необходимо, когда он продвигался сквозь тонкую вещественность. Оно остаётся с ним и в земном бытии, играя роль связующего звена с земным телом. Что же касается закона тяжести, то он оказывает своё главное действие всегда на самую плотную и самую грубую часть, то есть в земном бытии на земное тело. Когда же оно отмирает, то тонко-вещественное тело вновь высвобождается; лишённое с этого мгновения защитных покровов, оно подвергается действию закона тяжести, становясь теперь самой грубой частью.

Когда говорят, что дух формирует себе тело, то это верно по отношению к тонко-вещественному телу. Внутренняя природа человека, его желания и его истинное воление закладывают основу для этого. Воление таит в себе силу формировать тонко-вещественное. Стремление к низменному или исключительно к земным наслаждениям уплотняет, отягощает и помрачает тонко-вещественное тело, ибо исполнение подобных желаний относится к сфере грубо-вещественного. Тем самым человек сам привязывает себя к грубому, земному. Его желания тянут тонко-вещественное тело за собой, иными словами, оно становится столь плотным, что приближается, насколько возможно, к земному телу по своим свойствам, в чём только и есть шанс по-прежнему участвовать в земных страстях и наслаждениях, после того как отпадёт грубо-вещественное земное тело. Стремящийся к этому неизбежно опускается согласно закону тяжести.

Совсем иначе обстоит дело у тех, чьи помышления имеют главной целью высшее и благородное. В этом случае воление самодействующим образом формирует более лёгкое, а тем самым и более светлое, тонко-вещественное тело, обеспечивая ему возможность приблизиться ко всему тому, что служит целью серьёзных желаний такого человека! А значит к чистоте сияющих высот.

Иначе говоря, если человеческий дух ставит себе определённую цель, то тонко-вещественное тело в земном человеке одновременно оснащается таким образом, чтобы иметь возможность после отмирания земного тела устремиться навстречу этой цели, независимо от того, какого она рода. Здесь дух действительно формирует себе тело, ибо его воление, будучи духовным, несёт в себе силу, чтобы пользоваться тонко-вещественным. Дух не может не участвовать в этом естественном процессе. Так происходит с любым волением, независимо от того, приятно это духу или нет. Эти тонко-вещественные формы прочно связаны с духом, пока он питает их своим волением и ощущением. Они продвигают его вверх или удерживают на месте, в зависимости от своего рода и в соответствии с законом тяжести. Но если он изменяет своё воление и ощущение, то сразу же возникают новые формы, в то время как прежние неизбежно отмирают и распадаются, так как изменение воления лишает их пищи. Тем самым человек меняет и свою судьбу.

Как только с отмиранием земного тела исчезает его закреплённость на земле, высвободившееся тонко-вещественное тело опускается или взлетает, как пробка, вверх в тонкой вещественности, которую называют также потусторонним миром. Благодаря действию закона тяжести это тело будет удерживаться точно на уровне, соответствующем его же собственной тяжести, и оно никуда не сможет больше продвинуться – ни вверх, ни вниз. Здесь человеческий дух, разумеется, встретит всех подобных себе по роду или всех единомышленников, ведь родство душ влечёт за собой одинаковую тяжесть, одинаковая же тяжесть – родство душ. И тут-то в зависимости от того, каким он был, ему придётся страдать или радоваться среди своих единомышленников до тех пор, пока он вновь внутренне не изменится, а с ним и его тонко-вещественное тело, которое под воздействием изменённого веса неизбежно повлечёт его вверх или вниз.

А посему человеку не должно ни жаловаться, ни благодарить, ибо если его возносят к Свету, то это означает, что его собственная природа влечёт за собой необходимость вознесения; если же он ввергается во мрак, то и к этому его вынуждает собственное состояние.

Но у каждого человека есть причина возблагодарить Творца за то совершенство, что заложено в действии этих трёх законов. Благодаря им дух человеческий непременно становится неограниченным повелителем своей собственной судьбы! Ибо его истинное воление, то есть неискажённое внутреннее состояние, возвышает или же низвергает его.

Если вы попытаетесь правильно представить себе действие этих законов – как в отдельности, так и в совокупности, – то окажется, что награда или наказание, благодарность или проклятие отмериваются каждому человеку на чувствительнейших весах, в зависимости от него самого. Это наипростейший процесс, показывающий, что в серьёзном волении всякого человека кроется спасительный канат, неразрывный и несокрушимый. Именно величие подобной простоты властно заставляет познавшего её преклонить колени пред лицом непревзойдённого величия Творца!

В любом процессе, в любом предмете моих рассуждений мы неизменно вновь и вновь с полной ясностью и отчётливостью видим действие этих простых законов, дивную совокупную работу которых мне ещё предстоит описать специально.

Познав эту совокупную деятельность, человек увидит ступени лестницы, ведущие в светлое царство духа, в рай. Но перед ним откроется и путь вниз – во мрак!

Ему не придётся даже ступать самому, самодвижущимся механизмом он будет вознесён ввысь или же затянут вниз, в полном соответствии с тем, какой режим работы механизма он избрал для себя своей внутренней жизнью.

Он сам всегда принимает решение, какому из путей вверить свою судьбу.

При этом человек не должен позволять насмешникам сбивать себя с толку.

Сомнения и насмешки, если вдуматься в них как следует, суть не что иное, как высказанные желания. Любой скептик высказывает, сам того не сознавая, то, чего ему хотелось бы, приоткрывает взору исследователя свой внутренний мир. Ибо и в отрицании, то есть в обороне, заложены глубоко сокрытые желания, которые легко распознать. При этом иной раз сталкиваешься с такой запущенностью, с такой немощью, что не знаешь, печалиться или возмущаться, ибо именно таким образом человек нередко внутренне затягивает себя ниже уровня всякого несведущего животного. Таких остаётся только пожалеть, не опускаясь до снисходительности, ибо она означала бы предпочтение лености серьёзным испытаниям. Ищущий всерьёз должен прибегать к снисходительности как можно реже, иначе он, в конечном счёте, навредит самому себе, не принеся при этом пользы другому.

Однако же, чем больше откроется ему в познании, тем сильнее возликует он, созерцая чудо такого творения и сознательно воспаряя к светлым высям, которые вправе назвать своей отчизной!


—————
Список докладов

На главную